4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народная и традиционная медицина

Народная и традиционная медицина

Возникшая более 2 миллионов лет назад, народная медицина существовала на протяжении всей истории человечества. С возникновением человека возникла и необходимость лечения, поэтому Народную медицину можно считать ровесницей человеческой истории. Совокупность всех используемых для лечения средства и приёмов народного врачевания, созданные человеком путём эмпирического опыта, называют Народной медициной.

Многие исследователи первобытной культуры отмечают, что народная медицина существовала у всех народов мира, во все периоды истории человечества.

Средства и приёмы народного врачевания совершенствовались, передавались из поколения в поколение, хранились в кругу знахарей, посвященных в таинства врачевания.

Врачебный опыт часто записывался на древних манускриптах, развивался одними и уничтожался другими.

Оценка эффективности народной медицины в разных странах и в разные исторические времена была неоднозначной. Были времена преклонения перед народной медициной, были и времена забвения. Народная медицина не дошла до наших дней во всём своем великолепии и могуществе — многое было утрачено, забыто, уничтожено последующими поколениями, как иррациональные мировоззрения, ложные взгляды, возникшие в результате непонимания законов природы и биологии человека. Магические ритуалы и иррациональные приёмы первобытного врачевания, стали предметом критической оценки просвещённого общества, и одно время служили поводом для борьбы с народной медициной.

За долгий путь эволюции народная медицина вобрала богатейший опыт рациональных знаний и народных приёмов лечения. Издавна многим народам были известны лечебные средства растительного, животного мира, минералов, воды, различных солей и других природных веществ, применяемых в бальнеологии в Евпатории.

С глубокой древности в народной медицине применялось для лечения больных психологическое воздействие, заговоры, шаманизм. Применялись в народной медицине и прогревающие, охлаждающие и гигиенические процедуры, минеральные воды из целебных источников, ванны, массаж и другие косметические операции. Проверенный временем огромный эмпирический опыт народного врачевания и рациональные приемы лечения стали одним из источников традиционной медицины, а затем и научной медицины, которая успешно применяется в на всех крымских курортах.

Традиционная медицина

Система формирования традиционной медицины во всех странах мира практически всегда совпадало по времени с периодом становления государственности. С образованием государства устанавливались законы, формировались религиозные представления, философские учения, возникали общественные традиции. В качестве классического примера традиционной медицины можно привести тибетскую и китайскую традиционные системы лечения.

И народное врачевание (народная медицина), и система традиционной медицины являются истоками создания Научной медицины.

Научная медицина и ее методы не связанны с какой-либо одной культурой и ее традицией, так как научная медицина, по своей сути, интернациональна. В современном мире достижения научной медицины быстро становятся достоянием всех стран и различных народов мира. Цель всех естественных наук, в том числе и научной медицины – это объективное исследование природы и законов ее развития, на основе единых научных методов, которыми владеет медицинская наука в настоящее время.

Союз народной, традиционной и научной медицины открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами, сообразными с природой человеческого бытия, не нарушающими гармонию взаимодействия человека с окружающим миром.

Народная и традиционная медицина

Традиционная и нетрадиционная медицина в Российской Федерации. Кто же такие остеопаты, кинезиологи и т. д.?
Информация из открытых интернет-источников.

Для начала терминология.
Традиционная медицина в Российской Федерации — раздел биологии, изучающий диагностику, лечение и профилактику заболеваний, способы сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

Традиционная медицина (народная) согласно Всемирной организации здравоохранения — итог накопленных знаний, навыков и практики, которые основаны на теориях, верованиях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, и используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики, улучшения состояния или лечения при физических и психических расстройствах. В том числе хронических.
Практика народной медицины включает в себя лекарственную терапию и народные лечебные процедуры, в частности, приём лекарственных средств растительного происхождения, натуропатию, акупунктуру, методы мануальной терапии, например, хиропрактику и остеопатию, а также другие методики, такие как цигун, тайцзи, йога, термальная медицина, и другие физические, психические, духовные и воздействующие на ум и тело курсы терапии.
Часть методов народной медицины, для которых доказывается эффективность и безопасность, могут перениматься современной медициной.

В странах, где «традиционная медицина» не включена в национальную систему здравоохранения, она часто называется «дополнительной медициной», «альтернативной медициной» или «нетрадиционной медициной», Российская Федерация одна из таких стран. А также альтернативной называют и парамедицину. При этом слово парамедик, хотя и созвучно со словом «парамедицина», к ней не имеет отношения.

Параме́дик в англоязычных странах — специалист с медицинским образованием, работающий в службе скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных и военных подразделениях и обладающий навыками оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Термин используется преимущественно в странах с англо-американской моделью экстренной помощи. В зависимости от страны или её региона, срок обучения лиц, которых называют парамедиками может отличаться и колеблется от нескольких месяцев до 4 лет.

Если методы альтернативной медицины используются совместно с общепринятыми, такую практику называют комплементарной медициной.
Эффективность используемых методов напрямую зависит от того, кто их практикует, с учётом навыка и опыта.
Что нам говорит законодательство о «нетрадиционной медицине» в России?
В российском законе 1993 года говорилось о двух категориях: «Целителях и практиках нетрадиционной медицины». «Целители» должны лечить с помощью лекарственных трав, насекомых, советов по питанию и образу жизни. «Практики» должны были лечить с помощью советов по поведению и питанию, молитв, внушения (гипноза) и с помощью некой «коррекции биоэнергетических полей». Конечно, после выхода этот закон вызвал критику со стороны официальной научной медицины и учёных, из-за того, что «целители» без медицинского образования теперь могли «лечить» вполне легально. В 2011 году к неоднозначному закону добавили ещё статью 50 «народная медицина», где попытались отделить лекарские магико-медицинские практики от духовных магико-мистических практик. Однако в «народной медицине» этнические лекарские практики неразрывно связаны с обрядами духовного исцеления, поэтому эта статья закона также довольно противоречива.
Таким образом, в России занятия «народным целительством» законодательно разрешено, и соответствующая профессия внесена в классификатор профессий, но законодательство требует от целителя наличия медицинского образования.

Методы нетрадиционной медицины используются ОТДЕЛЬНЫМИ мошенниками и криминальными группами, в ряде случаев в таких группах присутствуют профессиональные медики. Все они в корыстных целях используют псевдонаучные «целительные» приборы, препараты и сомнительные методы лечения. Помимо опасности для физического здоровья потребителей, такие услуги опасны для их психического здоровья.

Ниже приведены часть названий методов и диагностических приёмов народной медицины:
— Гомеопатия;
— Натуропатия, включает в себя:
— Ароматерапию;
— Апитерапию (лечение продуктами пчеловодства), апифитотерапию (с добавлением растений);
— Водолечение (гидротерапия);
— Гирудотерапию (лечение пиявками);
— Голодание;
— Скипидарные ванны;
— Талассотерапию (лечение морскими водорослями, солями, грязями);
— Траволечение (фитотерапия);
— Фунготерапия (лечение грибами).
— Акупунктура (иглоукалывание) и традиционная китайская медицина;
— Акупрессура (точечный массаж);
— Аюрведа;
— Биоэнергетика;
— Вибрационная медицина;
— Имидж-терапия и другие методы «медицинского цигуна»;
— КВЧ-терапия;
— Литотерапия;
— «Лечение» баней;
— Лечение керосином;
— Магнитотерапия;
— Мануальная терапия;
— Медицина Болотова;
— Медетерапия;
— Мезотерапия;
— Остеопатия;
— Рэйки;
— Тета-хилинг;
— Су-джок (прижигания полынью и другие методы традиционной восточной медицины);
— Тибетская медицина;
— Уринотерапия (лечение всех болезней мочой, в том числе упаренной);
— Энергетическая медицина;
— Энотерапия (винолечение);
— «Чистка организма» или «Очищение от шлаков»;
— Шиацу.
Некоторые методы диагностики:
— Биорезонансная диагностика;
— Гемосканирование — диагностика по внешнему виду кровяных телец;
— Иридодиагностика — диагностика по внешнему виду радужки глаза;
— Метод Фолля — диагностика путём измерения электрического сопротивления между различными точками на коже человека;
— Прикладная кинезиология — хиропрактический метод диагностики и терапии, декларирующий связи мышечного напряжения (тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них;
— Диагностика по языку (используется в аюрведе; китайской традиционной медицине).
Исходя из выше написанного делаем выводы:
1.Традиционная медицина в РФ и ряде западных стран не одно и то же.
2. Для западного обывателя наши медицинские сёстры и фельдшера — парамедики (т.е. полупрофессионалы — помощники профессионала, не имеющие диплома о высшем образовании, но прошедшие специализированные курсы, обладающие соответствующей профессиональной подготовкой и сдавшие квалификационный экзамен).
У нас в стране парамедик — это специалист, применяющий лечение паранормального характера.
3. Для занятия «народным целительством» законодательство России, требует от целителя наличия медицинского образования. Если такового нет, вы вне закона. Одной из альтернатив может стать получение образования по специальности психология. На основании этого вы имеете право давать психологические консультации в области оздоровления, но не лечить. Если ситуация того требует направить человека к специалистам традиционной российской медицины.
4. При применении одной из вышеуказанных или подобных методик вы являетесь — целителем.
5. Если есть высшее медицинское образование и одна из методик используется вы доктор, применяющий народную медицину.
6. Часть альтернативных методов, традиционная медицина берёт к себе на вооружение.
Вот и всё на сегодня…

  • Здоровье

Народная медицина на Руси

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Читать еще:  Люголь спрей инструкция по применению противопоказания аналоги

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Читать еще:  Назол разнообразие лекарственных форм для всех возрастов

Медицина – народная, традиционная, научная.

Существует оригинальная классификация современной медицины, разделенная на три большие группы: народную, традиционную и научную. Народная медицина – понятие достаточно широкое и исторически более древнее, или как еще говорят «народная медицина – ровесница человека на земле».Это понятие включает в себя общность средств и приемов народного врачевания накапливаемых в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества. Это явление универсальное, она существовала во все периоды истории человечества и у всех народностей. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение.Народнаямедицина не дошла до наших современников в первозданном виде, ведь на протяжении столетий ее оценка была неоднозначной от преклонения до забвения. Народная медицина вобрала в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного или минерального происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а впоследствии и научной медицины.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. Появилось на Земле около 3 тысяч лет назад. В ее основе лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение в котором переплетаются как эмпирический опыт народного врачевания данного этноса, так и традиционный опыт врачевания. Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и государственности. В отличие от народного врачевания носителями традиционной медицины являются профессионалы – люди, осознанно формировавшие элементы системы. Здесь многовековой опыт хранился в кругу посвященных, передавался от учителя к ученику. Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

Научная медицина теснейшим образом связана научным экспериментом, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (экспериментально) обоснованные концепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются традиционными т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традиций. Научная медицина является интернациональной и в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов земного шара. Период развития научноймедицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы. В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней.

Союз народной, традиционной и научной медицины открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами сообразными с природой и не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Медицина народная, традиционная, научная

Медицина ХарактеристикаНародное врачеваниеТрадиционная медицинаНаучная медицина
Период развитияБолее 2 млн. летОколо 3 тыс. летНесколько столетий
Философская основа——Религиозно-философское учениеФилософская концепция
Истоки развитияЭмпирический опыт народаЭмпирический опыт, народное врачеваниеНародное врачевание, традиционная медицина, экспериментальный метод
Характеристика развитияМобильностьСтабильностьДинамичность
РаспространениеПовсеместноеЛокальноеИнтернациональный характер
ДеятелиКоллективное врачевание, ЗнахариПрофессионалы традиционной медициныПрофессионалы-врачи
ОбучениеКоллективный опыт, индивидуальное обучениеШколы традиционной медициныВысшие медицинские учебные заведения (университеты, интитуты, академии)

Вопросы для самоконтроля.

1. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

2. Охарактеризовать период матриархата и зарождение коллективного врачевания.

3. Период патриархата. Зарождение культов и фантастических верований.

4. Хирургические приемы врачевания в период первобытнообщинного строя.

5. Дать определение «народное врачевание», «традиционная медицина», «научная медицина».

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Медицина народная, традиционная, научная (в современном мире)

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина (табл. 2).

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. 2-е изд. — Т. 20. -С. 118.

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина — понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицинаинтернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Итак, научная медицина — нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) на может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, — именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины(иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это — научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой. Таким образом, медицина в Китае стоит сегодня «на двух ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Народная медицина на Руси

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Читать еще:  Макропен инструкция отзывы цена и аналоги

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector