10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности разных видов исследования

Методы исследования в научной работе

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

определение Типы исследований

Существуют различные типы исследований, которые соответствуют различным целям, задачам и процедурам, которые исследователь хочет использовать в качестве научного метода своего исследования.

Чтобы узнать наиболее подходящую модель, исследователь должен учитывать цель своей работы, подход, который он хочет использовать, и другие характеристики, которые соответствуют его предмету исследования.

Научные исследования

Он охватывает все виды исследований, которые основаны на научных процедурах для получения результатов.

Все исследования, проводимые в академической сфере, можно считать научными, и они все равно должны быть отнесены к разным методологиям в соответствии с целью, целью и структурой, которые следуют.

Научно-исследовательские классификации

Что касается его цели, то есть типа вклада, который исследование внесет в науку, научные исследования можно разделить на: фундаментальные исследования и прикладные исследования.

С точки зрения подхода исследователя в исследовании, его можно разделить на: качественное, количественное или качественно-количественное исследование.

Третий способ классификации научного исследования — через его цели, то есть через тип знания, которое исследователь хочет получить: исследовательское исследование, описательное исследование и объяснительное исследование.

Наконец, научные исследования также могут быть классифицированы в соответствии с процедурами сбора информации. Существует несколько наиболее распространенных из них:

  • библиографическое исследование;
  • документальное исследование;
  • тематическое исследование;
  • исследование ex post facto;
  • полевые исследования, среди других.

Подчеркивается, что поиск может иметь более одного типа процедур, поэтому один может служить дополнением к другому.

Узнайте больше о научных исследованиях.

Базовый поиск

Это один из наиболее распространенных видов исследований в академической сфере, особенно в рамках курсовых работ (TCC).

Он ориентирован на углубление научных знаний, которые уже изучены. Обычно исследователь, проводящий исследование для этой цели, стремится дополнить некоторый аспект или особенность ранее проведенного исследования.

Это тип теоретического исследования, которое требует библиографического обзора и систематически представленных идей.

Фундаментальные исследования все еще можно подразделить на чистые и стратегические, в зависимости от вашего анализа.

Чистый базовый поиск

Это тип исследований, направленных исключительно на академический мир, без какого-либо намерения изменить реальность.

Он состоит из полностью теоретического исследования, где автор не беспокоится о том, как результаты его исследования могут быть использованы позже.

Фундаментальные стратегические исследования

В отличие от чисто фундаментальных исследований, в стратегической области исследователь имеет в виду возможность получения полезных знаний, чтобы в конечном итоге их можно было использовать в практических исследованиях.

Автор не предоставляет решения этих проблем, но рекомендует строить будущие исследования, которые могут решить, например, такие проблемы.

Прикладные исследования

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования направлены на получение знаний, которые могут эффективно применяться в реальной жизни, помогая изменить ситуацию, явление или систему.

Прикладные исследования могут быть дополнением или углублением по ранее изученному предмету. Однако предложение состоит в том, чтобы представить альтернативы, которые помогают улучшить или преобразовать, например, определенный аспект объекта исследования.

Количественное исследование

Этот тип методологии характеризуется использованием статистических методов и инструментов в качестве основного средства анализа данных, полученных в ходе исследования.

Исследователь просто собирает информацию, которая поддается количественной оценке, и применяет ее к программному обеспечению (или другим техническим инструментам), которое анализирует эти данные.

Исследователь является наблюдателем и не должен субъективно анализировать полученные цифры. Его функция ограничена представлением результатов в структурированном виде, например, с помощью таблиц и графиков.

Чтобы получить необходимые данные в количественном опросе, исследователь использует вопросники с множественным выбором или другие варианты, которые обеспечивают объективные и четкие ответы.

Этот тип исследований очень распространен в магистратуре и докторантуре, особенно в области точных наук.

Узнайте больше о количественных исследованиях.

Качественное исследование

В этом типе исследований исследователь несет ответственность за анализ собранной информации. Он характеризуется атрибуцией субъективных интерпретаций .

Статистические методы и методы обходятся без этой модели, поскольку исследователь фокусируется на более сложных и не поддающихся количественной оценке характеристиках, таких как поведение, выражения, чувства и т. Д.

В этом случае средства получения данных менее жесткие и объективные. Например, в вопросниках могут быть места для субъективных, гибких и многоинтерпретированных ответов.

Эта методология распространена на курсах гуманитарных наук, особенно во время выпуска.

Узнайте больше о качественных исследованиях.

Смешанное исследование или качественно-количественное исследование

Это смесь характеристик качественного и количественного исследования.

Читать еще:  Капли от гайморита как сделать лучший выбор

В этом случае исследование можно разделить на две части. Первый состоит из сбора данных и их статистического анализа; и второй в субъективном анализе данной проблемы.

Описательное исследование

Этот тип исследования относится к классификации, имеющей в качестве параметра тип знания, которое исследователь хочет получить.

Исследование носит описательный характер, когда цель состоит в том, чтобы прояснить предмет, который уже известен, и описать в нем все. В этом случае исследователь должен сделать сильный теоретический пересмотр с привлечением своего объекта исследования, проанализировать и сравнить информацию.

Наконец, исследователь должен сделать свой вывод о различных проанализированных переменных.

Описательное исследование обычно очень распространено на курсах бакалавриата, особенно в Завершение курсовых работ.

Узнайте больше о Описательном Поиске.

Поисковое исследование

Исследовательское исследовательское предложение состоит в том, чтобы идентифицировать что-то, то есть возможный объект исследования или проблематизации, которые могут быть предметом будущих исследований.

Как правило, этот тип исследований служит для сближения научного сообщества с чем-то (явление, система, объект и т. Д.) Неизвестным или малоизученным, а также со всем, что с этим связано.

В отличие от описательного исследования, предмет, анализируемый в предварительном исследовании, не систематизирован. Это означает, что оно представляет собой более инновационное и новаторское исследование.

Исследовательское исследование полезно, когда имеется мало доступной информации об объекте исследования, заставляя исследователя смешивать как можно больше ссылок с другими методами, такими как интервью, документальное исследование и т. Д.

По этой причине поисковое исследование считается весьма исчерпывающим и сложным, поскольку оно требует больших усилий со стороны исследователя.

Узнайте больше о поисковом поиске.

Пояснительное исследование

Это более сложный тип исследования, обычно «созревание» предыдущего описательного или исследовательского исследования. По этой причине это обычно более распространено в докторских или магистерских диссертациях.

Основная цель — объяснить и рационализировать объект исследования. Стремится построить новые знания . Для этого необходимо объединить большое количество библиографических данных и результатов, полученных, например, из экспериментальных исследований.

Узнайте больше о ключевых различиях между описательным, исследовательским и объяснительным исследованием.

Библиографический поиск

Начиная с точки зрения технических процедур, библиографическое исследование является одним из наиболее распространенных. Это считается обязательным практически во всех направлениях научной работы.

Он состоит из сбора информации из текстов, книг, статей и других материалов научного характера. Эти данные используются в исследовании в виде цитат, служащих основой для развития исследуемого предмета.

Это теоретический метод, который фокусируется на анализе различных точек зрения, которые может иметь одна и та же проблема, когда консультируешься с авторами с разных точек зрения на одну и ту же тему.

Впоследствии следователь должен сравнить собранную информацию и с этого момента построить свои наблюдения и выводы.

Узнайте больше о библиографическом поиске.

Документальные исследования

Подобно библиографическому исследованию, документальный фильм не ограничивается сбором информации научного характера.

В документальном исследовании может использоваться любой документ с информативным содержанием, полезным для исследования, например газеты, журналы, каталоги, фотографии, протоколы и т. Д.

Как правило, этот тип исследования используется в сочетании с библиографическим исследованием. Таким образом, создается связь между теоретическим дискурсом и реальностью, представленной, например, в ненаучных документах.

Тематическое исследование

В отличие от документальных и библиографических исследований, эта процедура эмпирическая. Это означает, что он не ограничивается только сбором теоретической информации, но также наблюдениями и опытом.

Он состоит из глубокого исследования определенного аспекта определенной темы (индивид, феномен, окружающая среда и т. Д.).

Результаты, полученные с помощью тематического исследования, не должны обобщаться. То есть их нельзя использовать для представления всех лиц, а только тех, которые были непосредственно расследованы.

Примером может служить изучение конкретной маркетинговой кампании для компании. Следователь должен собирать информацию с помощью анкет, интервью и т. Д. Затем следует провести качественную критику собранных данных с целью выявления негативных, позитивных аспектов и других последствий для субъекта.

Экспериментальное исследование

Это также эмпирическое исследование. Это часто встречается в лабораторных исследованиях, когда исследователь контролирует переменные и моделирует ситуации, которые следует наблюдать и анализировать.

Обычно в экспериментальном исследовании исследователь сравнивает различные переменные с целью составления профиля, опровержения гипотез или утверждения теорий.

Поиск поля

В отличие от лабораторных исследований, в этом случае исследователь переходит к естественной среде своего объекта исследования.

Исследователь перестает иметь полный контроль над переменными, ограничивая себя наблюдением, выявлением и сбором информации о своем объекте исследования в своем первоначальном контексте опыта.

В академических работах полевые исследования должны быть шагом после библиографического исследования. Исследователь должен быть подготовлен с максимальной теоретической информацией по предмету, который включает его объект исследования.

Узнайте больше о полевом поиске.

Ex post исследование

Это тип исследования, проводимого после появления некоторых переменных / явлений. Его цель — понять, как тот факт, который произошел в прошлом, например, смог изменить определенную группу в настоящем и / или будущем.

В этом случае исследователь не может контролировать переменную, поскольку это уже произошло.

Поисковый опрос

В этом типе исследования исследователь ограничивается проверкой поведения / взаимодействия определенной группы. Использование вопросников является распространенным средством сбора данных.

В отличие от тематического исследования, опросный опрос стремится обобщить результат на основе ответов, полученных в опросе. Он состоит из количественного исследования, так как здесь нет деталей данных, только представление их общих аспектов.

Типичным примером является поиск намерений проголосовать перед выборами.

Действие Исследования

Это тип полевого исследования, в котором исследователь непосредственно связан с объектом исследования. Другими словами, есть вмешательство исследователя для изменения окружающей среды.

Чтобы сделать это, исследователь должен определить проблему (практическую), создать план действий для ее решения, а затем проанализировать изменения, которые его проект принес в окружающую среду.

Участвующее исследование

В отличие от исследования действия, у участника исследователь не должен быть плана, чтобы вмешаться в действительность окружающей среды.

Этот тип исследования основан на максимальной интеграции участника с природной средой, которая окружает его объект исследования. Таким образом, исследователь может лучше усвоить знания, более сложные и глубокие по предмету исследования.

5. Проблематика исследований применительно к различным видам, формам и уровням организации.

Выделяют следующие основные критерии классификации: по критерию формализации: формальные (имеют четко определенные цели, правила поведения, структуру и связи) и неформальные (функционируют без четко определенных целей, правил и структуры) организации; по форме собственности: частные, коллективные (корпоративные), коммунальные и государственные организации; по форме результата: коммерческие (ориентируются на прибыль) и некоммерческие организации (ориентируются на получение социального эффекта); по типу решаемых: экономические, финансовые, политические, образовательные, медицинские, военные и пр.; по принципам объединения людей: добровольные (церковь, политические партии, клубы), принудительные (армия, начальная школа, тюрьма, психиатрическая больница), унитарные (их члены объединяются для достижения общем ной и индивидуальной цели — предприятия, банки, вузы); по характеру деятельности: технологические (реализуют технологию изготовления определенной продукции или оказания услуг), программно-целевые (реализуют определенную программу деятельности с решением определенной социальной проблемы), не программные (реализуют гибкую и сложную программу действий, которую определить заранее невозможно.

6. Сущность и назначение маркетинговых исследований в организации. Основные направления маркетинговых исследований.

7. Система методов и методических приемов в маркетинговых исследованиях. 8. Классификация видов исследований. Особенности использования разных видов исследования в работе менеджера.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. В соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач, различают три основных вида социологического исследования – разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид прикладного социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения.

Описательное исследование – более сложный вид анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование целесообразно проводить, когда объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся работники разных профессий и возрастных групп, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не просто описание структурных элементов изучаемого явления, но выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему качества.

Если в ходе описательного исследования устанавливается наличие (отсутствие) связи между теми или иными параметрами изучаемого социального явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, в первом случае исследователя может интересовать наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, а во втором – является ли удовлетворенность содержанием труда единственной, непосредственной или косвенной причиной, определяющей уровень его производительности. 9. Методика составления программы исследования: структура, функции, принципы ее составления.

Разработка общей программы КСИ осуществляется поэтапно, логически последовательно. Основные разделы (этапы разработки) программы КСИ представлены ниже.

Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы КСИпервый раздел в исследовании. Он влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объект социологического исследования — это то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Это есть носитель проблемной ситуации. На объект исследования направлен процесс познания. В процессе разработки программы КСИ необходимо не только указание на объект исследования, но и его описание в системе факторов, которые влияют на его функционирование и создают проблемную ситуацию.

За выбором объекта следует определение предмета КСИ. Предмет изучения — это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Правильный выбор предмета КСИ обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта.

Во втором разделе определяются и формулируются цели и задачи КСИ.

Цель социологического исследования— это модель его ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Цель исследования определяет доминирующую ориентацию социолога на решение либо теоретических, либо методических, либо прикладных проблем.

Определению объекта, предмета, его целей и задач должна предшествовать предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска. В случае теоретического КСИ — это изучение литературы по теме, построение гипотетической общей концепции предмета исследования, интерпретация исходных понятий, выделение научной проблемы и логический анализ рабочих гипотез. Для практического КСИ предварительная работа над программой должна начинаться с изучения специфики данного социального объекта и уяснения практических задач (не следует путать с задачами самого исследования), подлежащих исполнению. После этого возможно обращение к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли типовое решение возникших задач (имеется ли специальная теория, относящаяся к предмету)?

Задачи социологического исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Они формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей КСИ. По отношению к цели задачи являются необходимым средством ее реализации, они носят инструментальный характер, т. е. указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования.

Задачи подразделяют на основные, частные и дополнительные. Основные и частные задачи логически связаны, они являются средствами решения главных вопросов исследования. Дополнительные касаются отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Различают также программные задачи и задачи, которые возникают в процессе развертывания КСИ, в их числе и методические задачи.

В третьем разделе разрабатывается общая концепция КСИ.

Первый шаг— уточнение и интерпретация основных понятий. Интерпретация понятий социологического исследования — это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.

Интерпретация понятий — универсальная процедура социологического исследования. Она пронизывает весь ход разработки программы, служит построению ее концептуального содержания. Уточнение смысла понятий происходит на каждом следующем этапе разработки программы и в ходе проведения исследования в соответствии с принципом итерации.

Второй шаг составляет предварительный системный анализ объекта исследования.

В процессе исследования выделение ключевых понятий проблемы и их теоретическая интерпретация явно или скрыто опирается на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом. Системный анализ призван проявить образ предмета, сделать его ясно выраженным, т. е. более четким и определенным. Системному анализу подлежит объект КСИ; в процессе расчленения объекта на элементы социолог преобразует его в предмет целенаправленного изучения.

Предварительный системный анализ предмета социологического исследования — это, по существу, моделирование исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы КСИ.

Третий шаг составляет выдвижение рабочих гипотез.

Гипотеза— главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В КСИ гипотезы — это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Исходные посылки гипотез в социологии черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук. Если социолог располагает специальной социологической теорией изучаемой предметной области, которая его устраивает, то выдвижение гипотез значительно облегчается. Если такой теории нет, то социолог строит гипотетическую систему.

Предварительный системный анализ объекта есть ни что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования.

Исходя из этого системного представления об объекте социологического исследования, социолог формулирует ряд детализированных исходных гипотез, которые объясняют исследовательскую проблему. Руководствуясь ими, социолог проверяет обоснованность выдвинутого объяснения не целиком, а по частям. Поэтому важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения проблемы.

Исходные гипотезы должны быть развернуты в цепочку выводимых гипотез-следствий (метод дедукции). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. Проверка этих выводимых гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.

Виды научных исследований

Имеются различные основания классификации научных иссле- дований:(рис. 4.9).

Рис. 4.9. Классификация научных исследований

Имеются несколько основных типов научных исследований по целевому назначению:

Основные направления фундаментальных исследований:

  • — разработка и развитие теоретических концепций науки,
  • — развитие научного статуса,
  • — развитие истории и методологии науки,
  • — получение принципиально новых знаний,
  • — дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний.

Резюмируя, укажем на, т.е. призваны разрешать на то, что фундаментальные исследования направлены на решение задач стратегического характера.

Основными признаками фундаментальных исследований являются:

  • • теоретическая актуальность. Выявлены закономерности, принципы или факты, имеющие принципиально важное значение,
  • • концептуальность и историзм,
  • • осуществлён критический анализ научно несостоятельных положений,
  • • использованы методики, являющиеся адекватными природе познаваемых объектов объективной действительности,
  • • имеется новизна и научная достоверность полученных результатов.

Как правило, результаты фундаментальных исследований не находят прямого выхода в практику. Их задача — обогащение теории и методологии самой науки.

Практические задачи или теоретические вопросы практической направленности решают прикладные исследования:

  • — прикладные исследования связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.;
  • — прикладные исследования, как правило, являются логическим продолжением фундаментальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный характер;
  • — прикладные исследования решают оперативные задачи. Таким образом, они опираются на фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, а также помогают определить наиболее рациональную методику исследования;
  • — прикладные исследования предоставляют ценный материал для фундаментальных исследований;
  • — прикладные исследования имеют практическую ориентацию (направленность) и отчётливое целевое назначение;
  • — получение ожидаемых результатов от прикладных исследований имеет большую вероятность (80-90%).
Читать еще:  Капли в нос тизин описание препарата состав

Прикладные исследования характеризуются следующими признаками:

  • • они приближены к актуальным запросам практики,
  • • их характеризует сравнительная ограниченность выборки исследования,
  • • они оперативны в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки — это использование результатов прикладных исследований:

  • — для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства (деятельности);
  • — для усовершенствования существующей техники и технологии;
  • — для непосредственного обслуживания практики.

Разработки опираются на прикладные исследования и передовой

опыт; результаты и продукты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства. Отличительные черты разработок:

  • ? целеустремленность,
  • ? конкретность,
  • ? определенность
  • ? (сравнительно) небольшой объем.

Различаются следующие источники финансирования научных исследований:

  • — бюджетные. Работы, финансируемые из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов РФ;
  • — хоздоговорные. Работы, финансируемые организациями- заказниками по хозяйственным договорам;
  • — нефинансируемые. Работы, выполняемые по инициативе учёного, индивидуальному плану преподавателя.

Различаются следующие сроки проведения научных исследований:

  • 1) долгосрочные;
  • 2) краткосрочные;
  • 3) экспресс-исследования.

Различаются следующие виды исследований по характеру решаемых задач:

  • — обзорно-аналитические,
  • — обзорно-критические,
  • — теоретические,
  • — методические,
  • — описательно-эмпирические,
  • — объяснительно-эмпирические,
  • — экспериментальные.

Обзорно-аналитическое изучение (ОАИ). Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ. Данное изучение является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования. К данному виду исследования обычно предъявляются следующие основные требования’.

  • — соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;
  • — полнота списка изученной литературы;
  • — глубина проработки литературных источников;
  • — систематичность изложения имеющихся данных;
  • — краткость и точность формулировки выводов;
  • — грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется в виде реферата, статьи, параграфа или главы курсовой или магистерской работы.

Обзорно-критическое изучение (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования. К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования’.

  • — аргументированность критики;
  • — непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются в виде реферата, статьи, параграфа или отдельной главы курсовой или магистерской работы.

Теоретическое изучение (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу), то проводится теоретическое изучение. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) — это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое изучение может иметь и прикладной характер, если цель исследования — для конкретных областей туристской объективной действительности разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое изучение обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической части дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической — излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования:

  • — обоснованность выбора темы исследования (общественная, теоретическая и практическая значимость);
  • — четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);
  • — точность определения используемых понятий;
  • — логичность и смысловая стройность работы;
  • — оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного решения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

Методическое изучение (МИ). Методическое изучение проводится в том случае, если перед студентом ставится задача — разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую методику. При этом, если создается диагностическая методика, то она должна:

  • 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам;
  • 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности;
  • 3) содержать описание цели и методики ее использования в практике, технологию обработки и интерпретации получаемых с ее помощью данных.

Если создается методика деятельности, то:

  • 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование;
  • 2) дано подробное описание того, как с помощью этой методики осуществляется деятельность;
  • 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа магистерской работы.

Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое изучение, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое изучение может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной объективной действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования — собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в практике туристской деятельности.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно- следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования — научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования:

  • — адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;
  • — адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;
  • — правильный подбор методов обработки результатов исследования;
  • — краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, параграфа или его отдельной части курсовой или магистерской работы.

Экспериментальное изучение (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное изучение, которое, во- первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования’.

  • — непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;
  • — обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;
  • — характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;
  • — четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое изучение не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (исследователь, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной объективной действительности (создает искусственную ситуацию), то такое изучение становится экспериментальным.

определение Типы исследований

Существуют различные типы исследований, которые соответствуют различным целям, задачам и процедурам, которые исследователь хочет использовать в качестве научного метода своего исследования.

Чтобы узнать наиболее подходящую модель, исследователь должен учитывать цель своей работы, подход, который он хочет использовать, и другие характеристики, которые соответствуют его предмету исследования.

Научные исследования

Он охватывает все виды исследований, которые основаны на научных процедурах для получения результатов.

Все исследования, проводимые в академической сфере, можно считать научными, и они все равно должны быть отнесены к разным методологиям в соответствии с целью, целью и структурой, которые следуют.

Научно-исследовательские классификации

Что касается его цели, то есть типа вклада, который исследование внесет в науку, научные исследования можно разделить на: фундаментальные исследования и прикладные исследования.

С точки зрения подхода исследователя в исследовании, его можно разделить на: качественное, количественное или качественно-количественное исследование.

Третий способ классификации научного исследования — через его цели, то есть через тип знания, которое исследователь хочет получить: исследовательское исследование, описательное исследование и объяснительное исследование.

Наконец, научные исследования также могут быть классифицированы в соответствии с процедурами сбора информации. Существует несколько наиболее распространенных из них:

  • библиографическое исследование;
  • документальное исследование;
  • тематическое исследование;
  • исследование ex post facto;
  • полевые исследования, среди других.

Подчеркивается, что поиск может иметь более одного типа процедур, поэтому один может служить дополнением к другому.

Узнайте больше о научных исследованиях.

Базовый поиск

Это один из наиболее распространенных видов исследований в академической сфере, особенно в рамках курсовых работ (TCC).

Он ориентирован на углубление научных знаний, которые уже изучены. Обычно исследователь, проводящий исследование для этой цели, стремится дополнить некоторый аспект или особенность ранее проведенного исследования.

Это тип теоретического исследования, которое требует библиографического обзора и систематически представленных идей.

Фундаментальные исследования все еще можно подразделить на чистые и стратегические, в зависимости от вашего анализа.

Чистый базовый поиск

Это тип исследований, направленных исключительно на академический мир, без какого-либо намерения изменить реальность.

Он состоит из полностью теоретического исследования, где автор не беспокоится о том, как результаты его исследования могут быть использованы позже.

Фундаментальные стратегические исследования

В отличие от чисто фундаментальных исследований, в стратегической области исследователь имеет в виду возможность получения полезных знаний, чтобы в конечном итоге их можно было использовать в практических исследованиях.

Автор не предоставляет решения этих проблем, но рекомендует строить будущие исследования, которые могут решить, например, такие проблемы.

Прикладные исследования

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования направлены на получение знаний, которые могут эффективно применяться в реальной жизни, помогая изменить ситуацию, явление или систему.

Прикладные исследования могут быть дополнением или углублением по ранее изученному предмету. Однако предложение состоит в том, чтобы представить альтернативы, которые помогают улучшить или преобразовать, например, определенный аспект объекта исследования.

Количественное исследование

Этот тип методологии характеризуется использованием статистических методов и инструментов в качестве основного средства анализа данных, полученных в ходе исследования.

Исследователь просто собирает информацию, которая поддается количественной оценке, и применяет ее к программному обеспечению (или другим техническим инструментам), которое анализирует эти данные.

Исследователь является наблюдателем и не должен субъективно анализировать полученные цифры. Его функция ограничена представлением результатов в структурированном виде, например, с помощью таблиц и графиков.

Чтобы получить необходимые данные в количественном опросе, исследователь использует вопросники с множественным выбором или другие варианты, которые обеспечивают объективные и четкие ответы.

Этот тип исследований очень распространен в магистратуре и докторантуре, особенно в области точных наук.

Узнайте больше о количественных исследованиях.

Качественное исследование

В этом типе исследований исследователь несет ответственность за анализ собранной информации. Он характеризуется атрибуцией субъективных интерпретаций .

Статистические методы и методы обходятся без этой модели, поскольку исследователь фокусируется на более сложных и не поддающихся количественной оценке характеристиках, таких как поведение, выражения, чувства и т. Д.

В этом случае средства получения данных менее жесткие и объективные. Например, в вопросниках могут быть места для субъективных, гибких и многоинтерпретированных ответов.

Эта методология распространена на курсах гуманитарных наук, особенно во время выпуска.

Узнайте больше о качественных исследованиях.

Смешанное исследование или качественно-количественное исследование

Это смесь характеристик качественного и количественного исследования.

В этом случае исследование можно разделить на две части. Первый состоит из сбора данных и их статистического анализа; и второй в субъективном анализе данной проблемы.

Описательное исследование

Этот тип исследования относится к классификации, имеющей в качестве параметра тип знания, которое исследователь хочет получить.

Исследование носит описательный характер, когда цель состоит в том, чтобы прояснить предмет, который уже известен, и описать в нем все. В этом случае исследователь должен сделать сильный теоретический пересмотр с привлечением своего объекта исследования, проанализировать и сравнить информацию.

Наконец, исследователь должен сделать свой вывод о различных проанализированных переменных.

Описательное исследование обычно очень распространено на курсах бакалавриата, особенно в Завершение курсовых работ.

Узнайте больше о Описательном Поиске.

Поисковое исследование

Исследовательское исследовательское предложение состоит в том, чтобы идентифицировать что-то, то есть возможный объект исследования или проблематизации, которые могут быть предметом будущих исследований.

Как правило, этот тип исследований служит для сближения научного сообщества с чем-то (явление, система, объект и т. Д.) Неизвестным или малоизученным, а также со всем, что с этим связано.

В отличие от описательного исследования, предмет, анализируемый в предварительном исследовании, не систематизирован. Это означает, что оно представляет собой более инновационное и новаторское исследование.

Исследовательское исследование полезно, когда имеется мало доступной информации об объекте исследования, заставляя исследователя смешивать как можно больше ссылок с другими методами, такими как интервью, документальное исследование и т. Д.

По этой причине поисковое исследование считается весьма исчерпывающим и сложным, поскольку оно требует больших усилий со стороны исследователя.

Узнайте больше о поисковом поиске.

Пояснительное исследование

Это более сложный тип исследования, обычно «созревание» предыдущего описательного или исследовательского исследования. По этой причине это обычно более распространено в докторских или магистерских диссертациях.

Основная цель — объяснить и рационализировать объект исследования. Стремится построить новые знания . Для этого необходимо объединить большое количество библиографических данных и результатов, полученных, например, из экспериментальных исследований.

Узнайте больше о ключевых различиях между описательным, исследовательским и объяснительным исследованием.

Библиографический поиск

Начиная с точки зрения технических процедур, библиографическое исследование является одним из наиболее распространенных. Это считается обязательным практически во всех направлениях научной работы.

Он состоит из сбора информации из текстов, книг, статей и других материалов научного характера. Эти данные используются в исследовании в виде цитат, служащих основой для развития исследуемого предмета.

Это теоретический метод, который фокусируется на анализе различных точек зрения, которые может иметь одна и та же проблема, когда консультируешься с авторами с разных точек зрения на одну и ту же тему.

Читать еще:  Лечение гайморита в домашних условиях

Впоследствии следователь должен сравнить собранную информацию и с этого момента построить свои наблюдения и выводы.

Узнайте больше о библиографическом поиске.

Документальные исследования

Подобно библиографическому исследованию, документальный фильм не ограничивается сбором информации научного характера.

В документальном исследовании может использоваться любой документ с информативным содержанием, полезным для исследования, например газеты, журналы, каталоги, фотографии, протоколы и т. Д.

Как правило, этот тип исследования используется в сочетании с библиографическим исследованием. Таким образом, создается связь между теоретическим дискурсом и реальностью, представленной, например, в ненаучных документах.

Тематическое исследование

В отличие от документальных и библиографических исследований, эта процедура эмпирическая. Это означает, что он не ограничивается только сбором теоретической информации, но также наблюдениями и опытом.

Он состоит из глубокого исследования определенного аспекта определенной темы (индивид, феномен, окружающая среда и т. Д.).

Результаты, полученные с помощью тематического исследования, не должны обобщаться. То есть их нельзя использовать для представления всех лиц, а только тех, которые были непосредственно расследованы.

Примером может служить изучение конкретной маркетинговой кампании для компании. Следователь должен собирать информацию с помощью анкет, интервью и т. Д. Затем следует провести качественную критику собранных данных с целью выявления негативных, позитивных аспектов и других последствий для субъекта.

Экспериментальное исследование

Это также эмпирическое исследование. Это часто встречается в лабораторных исследованиях, когда исследователь контролирует переменные и моделирует ситуации, которые следует наблюдать и анализировать.

Обычно в экспериментальном исследовании исследователь сравнивает различные переменные с целью составления профиля, опровержения гипотез или утверждения теорий.

Поиск поля

В отличие от лабораторных исследований, в этом случае исследователь переходит к естественной среде своего объекта исследования.

Исследователь перестает иметь полный контроль над переменными, ограничивая себя наблюдением, выявлением и сбором информации о своем объекте исследования в своем первоначальном контексте опыта.

В академических работах полевые исследования должны быть шагом после библиографического исследования. Исследователь должен быть подготовлен с максимальной теоретической информацией по предмету, который включает его объект исследования.

Узнайте больше о полевом поиске.

Ex post исследование

Это тип исследования, проводимого после появления некоторых переменных / явлений. Его цель — понять, как тот факт, который произошел в прошлом, например, смог изменить определенную группу в настоящем и / или будущем.

В этом случае исследователь не может контролировать переменную, поскольку это уже произошло.

Поисковый опрос

В этом типе исследования исследователь ограничивается проверкой поведения / взаимодействия определенной группы. Использование вопросников является распространенным средством сбора данных.

В отличие от тематического исследования, опросный опрос стремится обобщить результат на основе ответов, полученных в опросе. Он состоит из количественного исследования, так как здесь нет деталей данных, только представление их общих аспектов.

Типичным примером является поиск намерений проголосовать перед выборами.

Действие Исследования

Это тип полевого исследования, в котором исследователь непосредственно связан с объектом исследования. Другими словами, есть вмешательство исследователя для изменения окружающей среды.

Чтобы сделать это, исследователь должен определить проблему (практическую), создать план действий для ее решения, а затем проанализировать изменения, которые его проект принес в окружающую среду.

Участвующее исследование

В отличие от исследования действия, у участника исследователь не должен быть плана, чтобы вмешаться в действительность окружающей среды.

Этот тип исследования основан на максимальной интеграции участника с природной средой, которая окружает его объект исследования. Таким образом, исследователь может лучше усвоить знания, более сложные и глубокие по предмету исследования.

Особенности методологии качественного исследования

В последние годы всеобщее признание получила концепция, суть которой сводится к следующему. Рациональное макросоциологическое познание не дает (и не может дать) исчерпывающего понимания поведения конкретных людей, их малых групп, коллективов, локальных сообществ и иных микросоциумов. Дело в том, что поведение субъектов микросоциальной жизни определяется не только не зависящими от них объективными социальными законами, но и многими факторами, имеющими субъективный характер, обстоятельствами, сложившимися под воздействием микросоциальных условий. Например, в каждом социально значимом поступке любого человека проявляются специфичные мотивировки, уникальный социальный опыт, его способности и многие другие особенности этого субъекта, составляющие его «жизненный мир». Свой специфичный «жизненный мир» имеет каждая семья, дружеская компания, трудовой коллектив, студенческая группа, соседская общность, любой другой локальный микросоциум.

Методы исследования этих особенностей называются качественными («мягкими»). Они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений микросоциальной жизни (хотя определенные количественные замеры производятся и в них), сколько на познании того качества явления, которое делает его социально значимым, несмотря на его особенность. Развитие качественной методологии стало возможным благодаря микросоциологии, представленной такими направлениями, как символический интеракционизм (X. Блумер, Дж. Мид, Ю. Хабермас), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодоло- гия (Г. Гарфинкель) (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Направления качественной методологии

Микросоциологическая направленность в социологии является методологической базой качественного подхода к социологическому исследованию, который рассматривается как «другая» методология социологического анализа.

Качественная стратегия служит для изучения социальных проблем с точки зрения индивидуального, частного. Объектом исследования являются отдельные индивиды или узкое сообщество индивидов с их специфическими социальными характеристиками. Предметом изучения — социальные роли и их исполнение в конкретной практике повседневной жизни. Качественные методы исследования используются для получения данных о личном опыте и о причинах социального поведения. При этом скорее учитываются индивидуальный опыт и чувства, чем то, как крупномасштабные общественные структуры влияют на людей. Каково, например, быть членом компании подростков, или изгоем в школе, или заключенным в тюрьме, или пациентом психиатрической больницы?

Знаете ли вы, что .

Символический ишперакционизм привнес в качественную социологию представление о языке как ключевой основе для интерпретации смыслов социальных коммуникаций. Согласно этому подходу, интеракции в обществе обеспечиваются посредством языка, через обмен жестами, символами. Человеческое действие не может быть понято только на основе фиксации его внешних проявлений, для этого необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного в языке, понятном участникам взаимодейств и я.

В феноменологической традиции эти идеи были развиты вплоть до представления о том, что понять мотивы поведения человека можно лишь исходя из представления о его биографической ситуации, по словам А. Шюца, его «жизненном мире». Люди субъективно конструируют социальную реальность, привнося в каждую социальную ситуацию свои мотивы и модели поведения (П. Бергер и Т. Лукман), и когда такие ситуации повторяются, применяют те же мотивы и модели поведения, типизируя их. Так внутренний мир субъекта становится достоянием других, типизируется и, в конечном счете, «институционализируется».

Этнометодология опирается на исследование смыслов (значения) поведения путем эмпирического наблюдения за ежедневной рутинной практикой людей. Обычные люди считаются здесь экспертами, более компетентными в своем каждодневном опыте, чем кто-либо из профессиональных социологов. И это используется как источник познания повседневной практики отдельных социальных групп. Данный аспект анализа называют также фольклорной социологией (Г. Гарфинкель).

Самыми обычными способами сбора качественной информации являются наблюдение и свободное интервью. Эти методы чаще используют социологи, придерживающиеся концепции социального действия, интеракционистской или феминистской точки зрения. Качественные данные чаще всего ассоциируются с интерпретационными методами исследования и обычно считаются более «обоснованными». Обоснованность в данном случае означает исследование, которое дает более правдивую, яркую картину изучаемого феномена. Качественные данные часто считают более обоснованными, чем количественные, но менее достоверными, т.е. они с меньшей вероятностью будут применяться к тем людям или феноменам, которые отличаются от исследуемых (Д. Пристли, Д. Л. Томпсон).

Качественный подход означает, что «результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта социальных процессов» [1] . Качественный подход имеет свою методологию, идеологию, язык исследования, а также уровень интереса: частное, локальное, микроанализ конкретных ситуаций. Методология подхода формировалась в XX в. и достаточно терпимо относится к разным исследовательским методам и стратегиям (в настоящее время их можно насчитать более 40 видов). Поэтому понятийный аппарат и процедуры исследования сформулированы здесь не жестко.

Расцвет качественной методологии связывают с развитием Чикагской социологической школы в 1920-х—1930-х гг. XX в. и такими именами, как Э. Богардус, Е. Бургес, Ф. Знанецкий, Р. Парк, У.Томас, К. Шоу, II. Янги др. Известны их исследования по отклоняющемуся поведению и криминологии, этническим проблемам и урбанистике (проблемы городских окраин), а также теоретические работы по кейс-стади и историям жизни, использованию личных документов и автобиографий. Ими проводился также ряд экспериментов по сравнению возможностей качественных и количественных методов. Впоследствии, под напором критики со стороны позитивистов и в связи с уходом со сцены представителей Чикагской школы, эти исследования были забыты. Возродились они в начале 1970-х гг. как ответ на социальную потребность в гуманизации науки.

Таким образом, качественный подход имеет следующие особенности:

  • 1. Он используется для изучения небольших по численности объектов (малых групп или отдельных индивидов).
  • 2. Исследовательская цель — выявление и интерпретация субъективных смыслов, значений.
  • 3. Изучение концентрируется па уровне микроанализа отдельных случаев, состояний социального взаимодействия.
  • 4. Индуктивная логика анализа: от фактов жизни к их классификации и концептуализации.
  • 5. Это поисковая стратегия, «открытая» на входе и формулирующая теоретические концепции в процессе исследования путем обобщения разнохарактерной информации об объекте.
  • 6. Для сбора данных используются нестандартизовапные разновидности методов сбора информации: наблюдение, свободное (глубинное или нарративное) или полуструктуриро- ванное интервью (биографическое, лейтмотивное, фокусированное), фокус-группа, анализ личных документов.
  • 7. Для анализа данных не используются статистические методы. Результаты представлены в виде цитат из устной или письменной речи людей.

Качественную стратегию используют в том случае, когда цель исследования предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению. «Использование качественной стратегии является приоритетным, если в фокусе внимания исследователя находится изучение своеобразия объекта; исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих; взаимодействие объективных и субъективных факторов; изменение традиционных форм социального существования объекта. Качественные исследования позволяют изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в случае резких социальных изменений» [2] . Решение о качественном исследовании принимают в следующих случаях:

  • 1) если исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей и в этом ракурсе объяснить логику функционирования индивидуального в социальных структурах;
  • 2) если проблема вообще не сформулирована, но лишь туманно просматривается (например, мигранты: одни успешны в адаптации, а другие — нет. Почему? Кто успешен? и т.д.). Именно в этом случае она нуждается в том, чтобы ее исследовали, так как составляющие не поддаются простому обнаружению стандартными методами, а теория не дает ответа на этот вопрос;
  • 3) если необходимо детальное описание проблемы, тогда как широкое обозрение массовыми методами не позволяет отразить ее достаточно глубоко;
  • 4) если необходимо описание индивидов в естественной обстановке, в полевых условиях;
  • 5) если требуется подробное текстовое изложение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий;
  • 6) если для раскрытия проблемы нужна позиция активного исследования, когда важно раскрыть ситуацию глазами и словами участников, а не с позиции внешнего «научного эксперта», т.е. при изучении тех аспектов, которые связаны прежде всего с эмоциональной сферой человеческой деятельности и практики жизни.

Таким образом, качественное исследование используется в том случае, если его цель предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или в случае, когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению.

Специалисты выделяют основные сферы применения качественных методов: гендерные исследования, социология семьи, социология личности, социология культуры, социология политики, изучение социальной мобильности, социология социальных изменений, социальная работа и др. Для проведения качественного исследования используются следующие тактики (способы подхода к данным) (рис. 8.3).

Основными методами сбора информации являются наблюдение, свободное интервью (глубинное или нарратив-

Рис. 83. Разновидности качественного исследования нос) или полуструктурированное интерью (биографическое, лейтмотивное, фокусированное), фокус-группа, анализ личных документов.

Многообразие тактик ставит исследователя перед выбором — как исследовать? Как считает В. А. Ядов, выбор тактики качественного исследования зависит от следующих факторов [3] :

  • 1. Если в фокусе интереса находятся прежде всего проблемы уникальности объекта и выяснение скрытых пружин его функционирования, исследователю следует выбрать тактику кейс-стади. В этом случае результаты исследования сугубо практические и носят характер советов или рекомендаций относительно данного сообщества.
  • 2. Если цель изучения в первую очередь — новое знание о культуре определенного общества, то используется тактика детального описания форм поведения и языка — этнографическое исследование.
  • 3. Если исследование направлено на выяснение субъективной стороны исторического события и его последствий для участников или очевидцев, то выбирается тактика устной истории, где первоочередной задачей является проверка степени правдивости воспоминаний при сопоставлении их с другими источниками информации.
  • 4. В случае интереса к ретроспективе социальных процессов и механизмам передачи культурного капитала от поколения к поколению, исследователю нужно обратиться к тактике истории семьи.
  • 5. Если же интересна прежде всего индивидуальная жизнь и отражение в ней социально-культурных норм, соотношение социального и индивидуального, то исследователь применяет тактику истории жизни.

Многие специалисты полагают, что в исследованиях социальной работы следует отдавать приоритет качественным методам, понимаемым как анализ бытия клиента (окружающего мира, жизненного пространства). Это связывают с тем, что перспективу клиента в ее коммуникативной обусловленности можно учесть лишь с помощью качественных методов эмпирических исследований. Прежние приемы опроса и техника кодирования являются для этой цели недостаточными. Невозможно и простое выведение из теоретических положений конкретных форм практических действий. Исследование социальной реальности происходит главным образом через ее речевую трактовку, разговорные формы общения с клиентом. При этом использование метода должно быть соотнесено с определенным уровнем социальной реальности.

Для профессиональной социальной работы и ее научного обоснования существенное значение имеют следующие аспекты качественно-эмпирических исследований: ориентация на субъекта; ориентация на понимание общего контекста события; ориентация на конкретную ситуацию и на герменевтический анализ происходящего. Этими приемами следует овладеть во время учебы в вузе и в процессе повышения квалификации. Качественное исследование в области социальной работы как комплексный анализ жизненного пространства может выполнять при этом следующие функции:

  • • обеспечивать дальнейшее развитие научной дисциплины;
  • • поддерживать через прикладное исследование процесс профессионализации и стимулировать формирование профессиональных компетенций;
  • • вовлекать студентов в этот процесс в форме обучающего исследования на основе анализа отдельных примеров (ситуаций), вырабатывая необходимые навыки использования отдельных приемов качественных методов, что необходимо для развития профессиональных компетенций.

Роль и позиция исследователя в качественном исследовании универсальна. Здесь очень велики собственно интеллектуальные затраты исследователя. Он должен сочетать в себе способность к комбинированию абстрактного и конкретного; широкую социологическую и общекультурную эрудицию и умение сопоставлять разные источники информации; сочетать функции интервьюера, социального психотерапевта и аналитика; обладать научной интуицией и воображением; способностью применять как логику здравого смысла, так и индуктивную логику. Наконец, он не может добиться успеха без знаний макросоциологических теорий и подходов, равно как и частных микротеорий. Все эти требования закономерны, так как исследователь фактически превращается в «инструмент для сбора информации», который необходимо определенным образом «настроить» и постоянно поддерживать в рабочем состоянии, готовым к восприятию социальной реальности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector