1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности воздействия и состав

Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации– это перечень всех внутриорганизационных факторов, процессов и ресурсов организации, влияющих на функционирование и развитие организации.

Более распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды: цели, структура, задачи, технология, люди.

Целяминазываются конкретные конечные результаты или состояния, которых хотят достигнуть работники предприятия совместными усилиями.

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли.

Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам.Структурапредприятия представляет собой соотношение уровней управления и функциональных подразделений (функциональных областей — областей деятельности, в которых функционируют подразделения в интересах организации в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов), используемых для достижения целей.

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда.

Задача– это работа или ее часть, которая должна быть выполнена в определенный срок и определенным образом в процессе реализации цели.

С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача будет выполнена тем способом и в те сроки, которые предписаны, то организация будет действовать успешно.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией.

Технология– это любое средство (машины, механизмы, инструменты, навыки, приемы, знания), с помощью которого элементы входа (заготовки) преобразуются в элементы выхода (готовая деталь).

Включает в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента. Управление должно решать вопросы технологий и осуществления их наиболее эффективного использования.

Люди– это конкретные лица, составляющие коллектив предприятия со всем разнообразием их индивидуальный и коллективных качеств и поведения. Люди являются основой любой организации. Именно кадры организации создают его продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

Менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.

Все внутренние переменные взаимосвязаны между собой и образуют социотехническую систему (потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

Изучение внутренней среды направлено на выявление сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны являются предметом пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться или минимизировать их влияние.

Внешняя среда

Внешняя среда— это совокупность внешних факторов влияния на деятельность организации.

Анализ влияния внешней среды на деятельность организации способствовал выделению факторов и группировке их по характеру воздействия на среды прямого и косвенного воздействия.

К среде прямого воздействия, то есть к факторам, которые непосредственно влияют на организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации, относятся:

1. Потребители – это потенциальные покупатели и клиенты. Покупатели воздействуют на среду посредством изменения структуры спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству, цене, многофункциональности, дизайну и др.) и установления определенного уровня цен. Производитель, соответственно, тоже может воздействовать на покупателя, предлагая новый уникальный продукт с совершенными характеристиками, улучшая качество сервисного обслуживания, наконец, снижая цены.

2. Конкуренты – предприятия, реализующие аналогичный продукт на тех же самых рынках. Это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция как системообразующая составляющая рыночной экономики, выступает регулятором, «невидимой рукой», которая обеспечивает баланс индивидуальных интересов предприятий и потребителей.

3. Поставщики как собственники материальных и природных ресурсов могут напрямую воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Это предприятия и отдельные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов в выходы. На входы системы поступают материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих представление указанных ресурсов, — наглядный пример воздействия окружающей среды на успешную деятельность организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Если организации ведут дела с одним поставщиком, то они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Наглядный пример – обеспечение электроэнергией. Все организации получают электроэнергию по ценам, установленным государством, и редко могут найти альтернативного поставщика, даже если организация считает, что текущее энергообеспечение слишком дорого обходится. Такие изменения, как повышение цен поставщиком, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует электроэнергию.

Некоторые организации зависят от своевременного или непрерывного притока материалов. Например, машиностроительные предприятия; организации, распределяющие товары (дистрибьюторы), торговые дома. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций.

4. Рынок труда. Изучение рынка труда позволяет организации определить для себя контингент рабочих, обладающих определенными трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества). Адекватное обеспечение рабочей силой требуемых специальностей и квалификации необходимо для выполнения задач, связанных с достижением поставленных целей, т.е. для эффективности функционирования и развития предприятия. Без людей, способных оптимально, рационально, производительно, результативно, эффективно использовать сложную технологию, капитал, материалы и энергоресурсы, организации обречены на прекращение своей деятельности. Развитие российских предприятий в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов.

К среде косвенного воздействия, то есть к факторам, которые могут не оказывать прямого воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании.

Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:

— экономическая среда – влияние экономических процессов

— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований

— научнотехническая среда – влияние новых технологий и инноваций

— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада

— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных

— международная среда – влияние событий, протекающих в жизни мирового сообщества.

Выделяют следующие виды отношений организации с внешней средой:

— Реактивные — отношения, которые определяются преимущественно средой.

— Адаптивные — отношения, которые определяются средой и функцией саморегуляции, присущей самой системе.

— Активные — отношения, при которых существенную роль играют собственные цели системы и преобразование системы происходит в соответствии с потребностями системы.

— Самоорганизующиеся — отношения, при которых происходит гибкое и превентивное реагирование на изменения во внешней среде на основе постоянной обратной связи и обучения. Источник преобразования при этом находится внутри самой системы.

Внешняя среда имеет следующие особенности: сложность, динамика и неопределенность.

Сложность внешней среды— это количество факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность организации.

Динамика внешней среды— постоянное движение объектов и процессов внешней среды, т.е. изменение состояния факторов.

Неопределенность внешней среды— связана с тем, что большинство изменений происходят с высокой степенью неопределенности (отсутствия полной информации о факторах внешней среды, а также уверенности в ее достоверности), и с тем, что существует проблема осуществления мониторинга и прогнозирования в условиях неопределенности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10303 — | 7620 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Техническая документация

разработка техдокументации — аванпроекты, НИР, ОКР — СРПП (ВТ), ЕСКД, ЕСПД, КСАС

Классификация факторов внешнего и внутреннего воздействия по ГОСТ Р 56257-2014

Качество продукции (изделия) закладывается на стадии разработки, обеспечивается в процессе производства и поддерживается на стадии эксплуатации. Разрабатывая продукцию (изделие), необходимо учитывать условия эксплуатации, хранения и транспортирования, характеризующиеся воздействием внешних и внутренних факторов [из п. 3.2(1) ГОСТ Р 56257-2014]

К внешним факторам относят действие окружающей среды и особенности эксплуатации, связанные с местом размещения продукции (изделия) и (или) условиями его транспортирования. Указанные внешние воздействия могут вызвать ограничение или потерю работоспособности продукции (изделия) или его составных частей в процессе эксплуатации [из п. 3.2(2) ГОСТ Р 56257-2014]

Внутренними факторами являются процессы старения и изнашивания. Процессы старения происходят непрерывно, причем они совершаются как во время работы, так и во время хранения и транспортирования изделий. Изнашивание проявляется в основном в процессе эксплуатации и зависит от воздействия внешних факторов, от режимов эксплуатации и работы изделий. Вероятность влияния внутренних факторов возрастает по мере увеличения длительности эксплуатации и при нарушении режимов работы, которые могут характеризоваться частотой включений и переключений, вызывающей в изделиях переходные процессы; перенапряжение; толчки и т.д. Частые включения и переключения некоторых изделий могут также влиять на механическое изнашивание их конструктивных элементов. В изделиях, предназначенных для циклических режимов работы, существенное влияние на тепловые режимы оказывают соотношения продолжительности работы и перерывов. Действие внутренних факторов во многих случаях зависит от схемы и конструкции изделия [из п. 3.2(3) ГОСТ Р 56257-2014]

По времени и характеру воздействия, режимы эксплуатации и работы изделий могут быть:

  • непрерывными;
  • периодическими (циклическими);
  • апериодическими (одноразовыми);
  • повторно-прерывными;
  • случайными.

В классификациях факторы обычно группируют по какому-либо признаку, поэтому выделяют факторы механические, климатические и т.д. [из п. 3.2(4) ГОСТ Р 56257-2014]

В настоящем стандарте устанавливается следующая классификация на классы внешних воздействующих факторов (ВВФ): механические, климатические, биологические, радиационные, электромагнитные, специальных сред и термические [из п. 3.2(5) ГОСТ Р 56257-2014]

В свою очередь каждый класс подразделяется на группы, а каждая группа на виды, которым, кстати, соответствуют определенные виды испытаний. Пример — Класс климатических воздействий делится на группы:

  • атмосферное давление;
  • температура среды;
  • влажность воздуха или других газов и т.д.

[из п. 3.2(6) ГОСТ Р 56257-2014]

Группы в свою очередь подразделяются на следующие виды:

  • атмосферное повышенное или пониженное давление;
  • изменение атмосферного давления или его перепады;
  • повышенная и, соответственно, пониженная температура среды;
  • изменение температуры среды и т.д.
Читать еще:  Лечение детской простуды с помощью небулайзера

[из п. 3.2(7) ГОСТ Р 56257-2014]

Некоторые виды, группы и классы воздействий определяются назначением изделий и их взаимодействием со средами, создаваемыми человеком в процессе его деятельности. К таким классам относятся классы ВВФ:

[из п. 3.2(8) ГОСТ Р 56257-2014]

К механическим факторам относят две группы: факторы статического воздействия и факторы динамического воздействия. К факторам статического воздействия относятся следующие виды:

Очевидно, что классификация ВВФ повторяет виды деформации материалов [из п. 3.2(9) ГОСТ Р 56257-2014]

К механическим факторам динамического воздействия относятся такие их виды, как воздействие:

  • удара;
  • ускорения (линейного или углового), вызывающее перегрузки либо состояние полной или частичной невесомости;
  • вибрационное;
  • акустического шума.

[из п. 3.2(10) ГОСТ Р 56257-2014]

Среди климатических факторов обычно выделяют воздействия:

  • солнечного излучения (в приповерхностных слоях атмосферы);
  • влаги содержащейся в воздухе или любой смеси газов (под влагой не обязательно понимать только пары воды — это могут быть и пары любой другой жидкости так, например, в атмосфере Юпитера роль воды, по-видимому, играет метан, во внутренней атмосфере космического аппарата эту роль может выполнять жидкое рабочее тело какой-либо из его систем, попавшее внутрь аппарата в результате протекания магистралей);
  • выпадающих осадков, к которым обычно относят дождь, изморозь, снег, лед и т.п.
  • атмосферы (газовый состав, наличие примесей в виде жидких и твердых аэрозолей, частиц пыли, песка);
  • давления аэростатического либо гидростатического (нормального, повышенного, пониженного), его изменений или перепадов.

К климатическим факторам можно отнести и такой, фактор (механический по своей природе), как воздействие движения среды, то есть ветер, волновое движение жидкости и т.п. [из п. 3.2(11) ГОСТ Р 56257-2014]

В биологических факторах обычно выделяют воздействие на технические системы:

  • плесневых грибов и других микроорганизмов;
  • насекомых;
  • грызунов.

Иногда в виде биологического фактора воздействия внешней среды могут выступать пресмыкающиеся или животные.

Целесообразно включить в этот класс факторов и воздействие человека, которое по своей разрушительности и масштабам может превзойти воздействие других биологических факторов [из п. 3.2(12) ГОСТ Р 56257-2014]

К радиационным факторам относят совокупность ионизирующих излучений с которыми техническая система может столкнуться в условиях нормальной эксплуатации. Это потоки ?- и ?-частиц, протонов и нейтронов; ?- Re- и УФ-излучений. Необходимо отметить, что факторы этого класса по большей части имеют техногенное происхождение [из п. 3.2(13) ГОСТ Р 56257-2014]

Необходимо также учитывать отдельный класс факторов воздействия — специальные среды. Имеется в виду воздействие в основном химическое, то есть воздействие кислот, щелочей, растворителей и растворов химически активных веществ [из п. 3.2(14) ГОСТ Р 56257-2014]

Термические воздействия в некоторых случаях рассматриваются как часть климатических воздействий, а в иных случаях их выделяют в отдельный класс. К ним относят воздействие повышенной, пониженной температуры, ее периодические (так называемое термоциклирование) и непериодические изменения [из п. 3.2(15) ГОСТ Р 56257-2014]

К факторам внешнего воздействия космического пространства можно отнести воздействие:

  • вакуума;
  • собственной внешней атмосферы космического аппарата;
  • атмосферы планеты (состав и температура атмосферы);
  • потоков нейтральных частиц в зависимости от их состава и скорости;
  • потоков заряженных частиц, генерируемых в атмосфере планеты;
  • «солнечного ветра»;
  • солнечного космического излучения;
  • электромагнитного излучения солнца (обычно весь спектр его электромагнитных излучений разбивают на ряд участков);
  • отраженного планетой солнечного излучения;
  • собственного теплового излучения планеты (косвенно этот фактор характеризует температуру грунта планеты и степень его черноты);
  • галактических космических излучений;
  • потоков межпланетной пыли и метеорных частиц;
  • магнитного поля планеты;
  • вмороженного магнитного поля «солнечного ветра» и т.д.

[из п. 3.2(16) ГОСТ Р 56257-2014]

Иногда одновременное действие нескольких факторов классифицируется как независимый фактор, так одновременное воздействие вибрации и ударного нагружения классифицируется как тряска — еще один вид механической нагрузки на технические объекты.

Классификация, приведенная выше, не является полной и универсальной. Для различных технических объектов и систем набор ВВФ будет свой, отражающий как особенности объекта, так и условия его эксплуатации [из п. 3.2(17) ГОСТ Р 56257-2014]

Воздействие внешних и внутренних факторов на материалы изделий проявляется в основном путем:

  • адсорбционного;
  • диффузионного;
  • химического;
  • коррозионного;
  • радиационного механизмов воздействия.

Происходящие при этом физико-химические процессы приводят к изменениям значений параметров и характеристик материалов и изделий, в ряде случаев вызывающим отказы. Возможны изменения необратимые и обратимые. Примерами необратимых изменений являются коррозия металлов, изменение структуры материалов при интенсивном радиоактивном облучении и т.д. К обратимым изменениям относятся такие, как восстановление свойств материала, адсорбировавшего газы или влагу своей поверхностью; восстановление свойств, значений параметров и характеристик изделий после прекращения температурных воздействий и т.п.

Таким образом, возникновение отказов можно представить как временной кинетический процесс, зависящий от изменения структуры и свойств материалов изделия [из п. 3.2(18) ГОСТ Р 56257-2014]

Физико-химические процессы, возникающие в материалах, могут происходить внутри изделия или на его поверхности, в электрических цепях, в подвижных и неподвижных соединениях. Причиной, приводящей к появлению указанных процессов, является воздействие внешней энергии, превращающейся при этом из одного вида в другой.

Наиболее часто на изделия воздействуют следующие виды энергии:

  • тепловая;
  • электрическая;
  • электромагнитная;
  • механическая;
  • химическая.

[из п. 3.2(19) ГОСТ Р 56257-2014]

Каждому виду энергии соответствует определенный характер взаимодействия между частицами в соответствующих энергетических полях. Под действием энергии одного или нескольких видов в изделиях возникают физико-химические процессы, которые могут приводить к отказам. Наиболее распространены следующие причины возникновения отказов:

  • тепловое разрушение (потеря тепловой устойчивости, перегорание, расплавление и т.д.);
  • деформация и механическое разрушение, включая нарушение контактов, обрывы и короткие замыкания, нарушение механических фиксаций и т.д.;
  • электрическое разрушение (пробой, нарушение электрической прочности и т.д.);
  • электрохимическая коррозия;
  • радиационное разрушение;
  • изнашивание изделий и их деталей;
  • загрязнение поверхностей деталей и изделий (нарушение контактов, изменение фотометрических характеристик, ухудшение зрительного восприятия информации и т.д.).

[из п. 3.2(20) ГОСТ Р 56257-2014]

Одним из путей повышения качества изделий можно считать изучение физико-химических процессов в материалах, элементах и готовых изделиях, происходящих на стадии эксплуатации, с целью их учета на стадиях разработки и производства [из п. 3.2(21) ГОСТ Р 56257-2014]

Особое значение приобретают знания указанных процессов для правильной организации испытаний и анализа их результатов [из п. 3.2(22) ГОСТ Р 56257-2014]

Основные свойства биологических средств. Особенности их воздействия на организм человека, животных и растения. Вероятные агенты биологического оружия

1. Основные свойства биологических средств. Особенности их воздействия на организм человека, животных и растения

Биологическое оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами их доставки к цели, снаряженные биологическими средствами; оно предназначено для массового поражения людей, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур.

Основу поражающего действия биологического оружия (БО) составляют биологические средства (БС) — специально отобранные для боевого применения биологические агенты, способные при своем проникновении в организм людей (животных, растений) вызывать тяжелые заболевания (поражения).

Особенности поражающего действия биологического оружия:
— биологическое оружие избирательно поражает, в основном, живую материю, оставляя неповрежденными материальные ценности, которые затем могут быть использованы нападающей стороной. Кроме того, одни биологические средства способны поражать только людей, другие — сельскохозяйственных животных, третьи — растения. Лишь отдельные агенты опасны и для человека, и для животных;
— биологическое оружие обладает высокой боевой эффективностью, так как вызывающие заражение дозы биологических средств ничтожно малы, значительно превосходя в этом наиболее токсичные отравляющие вещества;
— биологическое оружие способно поражать живую силу на площадях в десятки тысяч и более квадратных километров, что позволяет использовать его для поражения сильно рассредоточенной живой силы и при отсутствии данных о ее точной дислокации;
— поражающее действие биологического оружия проявляется через определенный, так называемый инкубационный (скрытый) период, который продолжается от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Инкубационный период может сокращаться или удлиняться в зависимости от различных факторов. К ним относятся величина проникшей в организм дозы биологических средств, наличие в организме специфического иммунитета, своевременность применения средств медицинской защиты, физическое состояние и предшествующее облучение организма ионизирующими потоками. В инкубационном периоде личный состав полностью сохраняет боеспособность;
— биологическое оружие характеризуется продолжительностью действия, обусловленной свойством некоторых биологических средств вызывать заболевания, способные к эпидемическому распространению. С другой стороны, некоторые биологические средства длительное время сохраняются во внешней среде в жизнеспособном состоянии (месяцы и годы). Увеличение продолжительности действия биологического оружия также связано с возможностью распространения некоторых биологических средств искусственно зараженными кровососущими переносчиками. В этом случае возникает опасность формирования стойкого природного очага инфекции, нахождение в котором будет являться опасным для личного состава;
— возможность скрытного применения биологического оружия и затруднения в своевременной индикации и идентификации биологических средств;
— биологическое оружие оказывает сильное психологическое воздействие. Угроза применения противником биологического оружия или внезапное появление опасных заболеваний (чума, оспа, желтая лихорадка) могут вызвать панику, депрессию, тем самым снизить боеспособность войск и дезорганизовать работу тыла;
— большой объем и сложность работ по ликвидации последствий применения биологического оружия, при этом возможно возникновение серьезных экологических последствий. Биологические средства поражают людей, животный и растительный мир, микроорганизмы. Это может вести к массовой их гибели, снижению численности до такого уровня, при котором они не смогут продолжать свое дальнейшее существование как виды. Исчезновение в экологическом сообществе одного или группы биологических видов серьезно нарушает экологическое равновесие. Создавшийся вакуум может быть заполнен биологическим видом — носителем опасной инфекции, приобретенной в естественных условиях или в результате применения биологического оружия. В свою очередь это приведет к образованию обширных районов стойкой природной очаговости, обитание в которых для человека опасно.

Биологические средства способны вызывать заболевания, попав внутрь организма через органы дыхания вместе с воздухом, через желудочно-кишечный тракт с пищей и водой, через кожные покровы (через ссадины и раны и при укусах зараженных насекомых).

2. Вероятные агенты биологического оружия

В качестве биологических агентов (средств) противник может использовать:
— для поражения людей — ботулинический токсин, стафилококковый энтеротоксин, возбудителей чумы, туляремии, сибирской язвы, желтой лихорадки, ку-лихорадки, бруцеллеза, венесуэльского энцефаломиелита лошадей и других заболеваний;
— для поражения сельскохозяйственных животных — возбудителей сибирской язвы, сапа, ящура, чумы крупного рогатого скота и др.;
— для поражения сельскохозяйственных культур — возбудителей ржавчины хлебных злаков, фитофтороза картофеля и других заболеваний.

Для уничтожения посевов зерновых и технических сельскохозяйственных культур можно ожидать преднамеренное использование противником насекомых — наиболее опасных вредителей сельскохозяйственных культур, таких, как саранча, колорадский жук и др.

Микроорганизмы, в том числе возбудители инфекционных болезней, в зависимости от размеров, строения и биологических свойств подразделяются на следующие классы: бактерии, вирусы, риккетсии, грибки.

Бактерии представляют собой одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом; размножаются простым делением. Они быстро погибают от воздействия прямых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и высокой температуры. К низким температурам бактерии малочувствительны и переносят даже замораживание. Некоторые виды бактерий для выживания в неблагоприятных условиях способны покрываться защитной капсулой или превращаться в спору, обладающую большой устойчивостью к указанным факторам. Бактерии вызывают такие тяжелые заболевания, как чума, туляремия, сибирская язва, сап и др.

Читать еще:  Признаки и причины заложенности носа у детей

Вирусы — микроорганизмы по размерам в сотни раз меньше самых мелких видов бактерий. В отличие от бактерий вирусы могут развиваться только в клетках живых тканей и поэтому называются внутриклеточными паразитами. Они хорошо переносят высушивание и замораживание. Вирусы являются причиной таких тяжелых и опасных заболеваний, как натуральная оспа, желтая лихорадка, геморрагическая лихорадка и др.

Риккетсии — группа микроорганизмов, занимающая промежуточное положение между бактериями и вирусами. По внешнему виду и размерам они приближаются к бактериям, а с вирусами их сближает строго паразитическая природа существования. Некоторые из них обладают значительной устойчивостью при высушивании и замораживании. Риккетсии вызывают заболевания сыпным тифом, ку-лихорадкой и др.

Грибки — микроорганизмы, отличающиеся от бактерий более сложным строением и способами размножения. Споры грибков высокоустойчивы к высушиванию, воздействию солнечных лучей и дезинфицирующих веществ. Заболевания, вызываемые патогенными грибками, характеризуются поражением внутренних органов с тяжелым и длительным течением.

3. Особенности поражающего действия токсинов

Микробные токсины — продукты жизнедеятельности некоторых видов бактерий, обладающие высокой токсичностью. При попадании с пищей, водой в организм человека, животных эти продукты вызывают тяжелые, часто со смертельным исходом отравления.

Наиболее опасным из известных бактериальных токсинов является ботулинический токсин, приводящий при отсутствии своевременного лечения к смертельным исходам в 60-70% случаев. Токсины, особенно в высушенном виде, довольно устойчивы к замораживанию, колебаниям относительной влажности воздуха и не теряют в воздухе своих поражающих свойств до 12 ч. Разрушаются токсины при длительном кипячении и воздействии дезинфицирующих веществ.

При попадании в организм определенного количества токсина он вызывает форму заболевания, называемую отравлением или интоксикацией.

Проникновение токсинов в организм происходит в основном тремя путями: через желудочно-кишечный тракт, раневую поверхность и легкие. Из места первичного проникновения они разносятся кровью по всем органам и тканям. Находящийся в крови токсин частично подвергается обезвреживанию специальными клетками иммунной системы или специфическими антителами, которые вырабатываются организмом в ответ на внедрение токсина. Кроме этого, процесс детоксикации идет в печени, куда токсин попадает с током крови. Выведение обезвреженного токсина из организма в большинстве случаев осуществляется почками.

Проявления токсического действия микробных токсинов различны и связаны с преимущественным поражением ими тех или иных органов и теми изменениями в организме, которые возникают из-за нарушения функции этих органов.

Отдельные токсины, поражают нервную ткань, блокируют проведение импульсов по нервным волокнам, нарушая регулирующее влияние нервной системы на мышцы, в результате чего развиваются параличи.

Другие токсины, действующие преимущественно в кишечнике, нарушают в нем процесс всасывания жидкости, которая наоборот, выходит при этом в просвет кишки, вследствие чего развиваются поносы и обезвоживание организма.

Кроме этого, токсины действуют на различные внутренние органы, куда проникают с кровью, нарушая сердечную деятельность, функции печени, почек. Ряд токсинов, находясь в крови, способен оказывать прямое повреждающее действие на клетки крови и кровеносные сосуды, нарушать процессы свертывания крови.

Виды и формы влияния

Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда, хотя по разному и в разных формах. Влияние может быть рациональное и нет, открытое и скрытое, осознаваемое и нет, намеренное и случайное, правомерное и выходящее за рамки цивилизованных отношений.

У влияния есть виды и формы. По виду, различают влияние (воздействие) на внешнее и на внутреннее, личное и социальное, намеренное и случайное, правомерное и не цивилизованное. Подробнее о самых главных и основных видах влияния.

Воздействие на внутреннюю жизнь человека

Как можно влиять на тело и на внешнее окружение человека — известно хорошо. Человека толкнули, он упал. Или — у человека украли кошелек, без денег его возможности уменьшились. Или — человек конфликтовал, его уволили, конфликты прекратились. В первую очередь это физические и социальные (ситуативные или административные) воздействия, и недооценивать их нельзя.

Однако психологам гораздо интереснее изучать воздействие на внутреннюю жизнь человека, воздействие на разум или чувства человека, обращение к его сознанию или бессознательному. Называть это психологическим воздействием также не совсем правильно, поскольку психологический канал — только один из способов влияния на внутреннее, уровней и видов воздействия — множество. Воздействие на внутреннюю жизнь идет по разным каналам, а именно обращение к его духу или его разуму, воздействие на его чувства или даже телесное состояние. Путь к сердцу мужчины идет через его желудок — это во многом правда, поскольку наша внутренняя жизнь и телесное состояние сильно связаны. Эффективно воздействовать на свою внутреннюю жизнь человек может, используя самые разнообразные внешние возможности — используя внешнюю память, внешнее внимание и даже внешние побуждения.

Внутреннее и внешнее взаимно влияют друг на друга: не только внешнее влияет на внутреннее, но и внутреннее влияет на внешнее. Воспитание верности и патриотизма дает реальные социальные результаты: пусть нет денег и нечего есть, пусть идти тяжело и опасно, но если люди знают, что нужно спасать Родину — у них силы появляются.

Социальное влияние

Социальное влияние — влияние общества на поведение конкретных людей; это влияние, направленность и способ которого определяется встроенными в нас социальными автоматизмами реагирования, окружающими людьми, обществом в целом. Например, это может быть административное воздействие, или влияние, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Механизмы социального влияния универсальны и действенны, и в управленческой деятельности их нельзя ничем заменить. Что влияет на убедительность сообщения? Что заставляет нас верить и соглашаться, побуждает чувствовать и действовать? Выделяют шесть основных механизмов (методов) социального влияния: взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

Социальное влияние противопоставляют личному, индивидуальному влиянию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями.

Неосознанное влияние

Влияние бывает намеренное, в этом случае оно обычно осознаваемое, и неосознаваемое, чаще всего влияние случайное. Чем менее образованны люди и в большей степени они живут малоосознаной жизнью, тем в большей степени они влияют друг на друга, сами того не замечая. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию. Нередко люди осуждают те или иные формы влияния (обвинения и манипуляции, внушение и дрессировку) только в силу того, что не замечают, как сами их повсеместно используют.

Цивилизованное воздействие

Цивилизованные люди также влияют друг на друга, но делают это осознанно, преимущественно обращаясь к разуму (а не чувствам и бессознательному) и в соответствии с выработанными договоренностями (а не просто «очень захотелось»). Если нет четких договоренностей, правомерность воздействий определяется нравственными принципами и правилом территорий, согласно которому все делится на области: твое, мое и наше. На своей территории — хозяин я, все определяю я, и без моего разрешения влиять на меня нельзя. На твоей территории — хозяин ты, ты там можешь делать все что хочешь, а я могу только то, что мне разрешили. На общей территории нам нужно договариваться.

Цивилизованные люди заботятся о том, чтобы взаимодействие между ними было более осознанным, созидательным и эффективным.

Формы и стили влияния

По форме и стилю, обычно различают влияние прямое и нет (косвенное), открытое и скрытое, направленное на разум или на чувства, влияние по-доброму и силовое, линейное и полевое влияние.

Стиль, когда один человек склонен обсудить спорные вопросы, изложив и аргументируя свою позицию — это стиль Переговорщика. Влияние на чувства мягко и по-доброму, через побуждение и заинтересовывание, — это стиль Душки. Силовое влияние, стиль Силовика — это влияние на чувства через принуждение и заставление. При этом общей чертой этих стилей влияния является то, что это влияния прямые и непосредственные. Когда влияние производится не напрямую, а косвенно или опосредованно, через кого-то или через что-то, в синтон-подходе​ говорится о стиле Тактике.

В открытом влиянии очевидно, кто влияет, как влияет и зачем. Пример открытого адресного коммуникативного влияния — обращение. Если в обращении факт влияния заметен, то в скрытом влиянии что-то скрыто: то ли не виден автор влияния, то ли как он это делает, то ли трудно расшифровать, зачем. Большинство скрытых влияний носят характер манипуляций, и отношение к ним сильно не однозначное. Скрытое влияние — показатель когда-то глупости, когда-то — лукавства, когда-то мастерства.

Иногда различают линейное и полевое влияние. Пуля оказывает линейное воздействие. Газ в химической атаке — полевое воздействие. Психологи феноменологического направления вслед за Куром Левиным часто говорят о психологическом поле, более научно ориентированные специалисты иногда упоминают моторные поля.

Введение

Целью данной работы является изучение методов влияния и воздействия на человека.

Важно отметить, что любое воздействие является психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения).

Признаки при определении понятия психологического воздействия представляются общими, но в то же время позволяющими отграничить это явление от внешне сходных с ним. Ключевым отграничивающим моментам выступает изменение регуляторов активности на фоне (под воздействием) отражения субъектом этого воздействия.

В данной работе изучим подробно следующие вопросы:

1. Общая характеристика методов влияния и воздействия

2. Прямые неимперативные формы воздействия

3. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива

4. Прямые императивные формы воздействия

В структурном плане работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.

Общая характеристика методов влияния и воздействия

Прием воздействия — это совокупность средств и алгоритм их использования.

Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на:

1) потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность;

3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность) и которые изменяют его поведение.

Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

Читать еще:  Обзор лучших антибиотиков при гайморите для детей и взрослых

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), то есть произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, то есть объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих уста­новок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности.

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей.

Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, — это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у человека:

1) если он периодически включается в соответствующую деятельность;

2) многократно получает соответствующую информацию;

3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции — этот прием известен с древности и назывался «кооптация»).

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного, или эмоционального, переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

Для того, чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город Б), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнять требуемый приказ, требуемую установку). Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого».

Особенности воздействия ударной волны

Ударная волна, параметры, единицы измерения, особенности воздействия, способы защиты.

Элементы гражданской обороны

Принципы обеспечения БЖД в ЧС.

1. Заблаговременная подготовка и осуществление защитных мер на территории всей страны. Предполагает накопление средств защиты для обеспечения безопасности.

2. Дифференцированный подход в определении характера, объема и сроков исполнения такого рода мер.

3. Комплексный подход к проведению защитных мер для создания безопасных и безвредных условий во всех сферах деятельности.

Безопасность обеспечивается тремя способами защиты: эвакуация; использование средств индивидуальной защиты; использование средств коллективной защиты.

Затраты на снижение риска аварий могут быть распределены:

1. На проектирование и изготовление систем безопасности.

2. На подготовку персонала.

3. На совершенствование управления в ЧС.

Очаг поражения — территории, которые подвергаются воздействию взрыва. В пределах очага поражения — полное, сильное, частичное и слабое разрушения; за пределами возникают пожары и незначительные разрушения.

Основные поражающие факторы ядерного взрыва:

Основная характеристика ударной волны — это избыточное давление взрыва [Па].

Т.к. распространение ударной волны сопровождается движением воздушных масс, то динамическое воздействие, под которым оказываются вертикальные конструкции, носит название давление скоростного напора [Па].

Помимо давления скоростного напора на наземные конструкции действует давление отражения (основная причина нарушения жестких конструкций).

Степень возможных разрушений подземных сооружений оцениваются избыточным давлением на поверхность земли. Масштабы разрушения связаны с мощностью боеприпасов — тротиловый эквивалент [кг].

На масштабы разрушения оказывают влияния: расстояния от центра взрыва; характер и прочность разрушения; рельеф местности и др.

1. Относительно большая продолжительность действия (несколько секунд).

2. Разряжение следующее вслед за областью сжатия (способность затекать в здания).

3. Проникающая радиация — потоки g-излучения и нейтронов при ядерном взрыве. По мере воздействия на людей радиация изменяет свойство материала (пластик превращается в твердое вещество).

4. Радиоактивное заражение (приземное заражение атмосферного слоя воздуха, воды).

Форма следа радиоактивного облака — эллипс. Через один час после взрыва а местности, которая подверглась взрыву, мощность экспоненциальной дозы равняется 100 Р/ч, через 8 часов она снижается в 10 раз.

Зараженность воздуха и воды оценивается активностью радионуклидов.

Электромагнитный импульс — поражающий фактор, который воздействует на электронную и электрическую аппаратуру. Это связано с тем, что в результате ядерного взрыва появляется электромагнитный импульс, который охватывает весь диапазон частот электромагнитных колебаний, в том числе диапазон связи, радиолокации и электроснабжения

Для защиты от электромагнитных импульсов используют экранирование линий электроснабжения.

Травмы при ударной волне делятся на: легкие (при избыточном давлении взрыва 20-40 кПа) средние и тяжелые (от 50 кПа и выше).

Характер разрушений, объем спасательных работ, условия их выполнения в очаге поражения зависят от давления ударной волны, рельефа местности, метеоусловий, расположения населенных пунктов.

Зона разрушений подразделяется: сильная, средняя (завалы), слабые.

Зоны пожаров: сплошных, в завалах, отдельных пожаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.Я. Юдин и др. Охрана труда в машиностроении. – М., «Машиностроение», 1983 г.

2. СПРАВОЧНАЯ КНИГА по охране труда в машиностроении. – Под общей редакцией О.Н. Русака. – Л., «Машиностроение», 1989 г.

3. С.В. Белов. Безопасность жизнедеятельности. – М., 1999 г.

4. С.В. Белов и др. Безопасность производственных процессов. – СПРАВОЧНИК, М., «Машиностроение», 1985 г.

5. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ. ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, М., 1999 г.

6. Н.С. Пискунов. Дифференциальное и интегральное исчисление. – М., «Наука», 1976 г.

7. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Шишев, Н.И. Акимов. Гражданская оборона. – М., «Высшая школа», 1986 г.

8. Отопление и вентиляция. – под редакцией В.Н. Богословского. – М., «Стройиздат», 1976 г.

9. Строительные нормы и правила С Н и П 23 – 05 –95. Естественное и искусственное освещение, — М., 1995 г.

10. П.А. Долин. Основы техники безопасности в электроустановках. – М., «Энергия», 1979 г.

11. Правила устройства электроустановок. ПУЭ-85, — М., «Энергоиздат», 1985 г.

12. Санитарные правила и нормы Сан П и Н 2.2.2.542 –96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. – М., Госкомсанэпиднадзор России, 1996 г.

13. ГОСТ Р 22.0.01 – 94 «Безопасность в ЧС. Основные положения».

14. ГОСТ Р 22.0.02 – 94 «БЧС. Термины и определения основных понятий».

15. Б.И. Сынзынис, А.В. Ильин. Биологическая опасность и нормирование электромагнитных излучений персональных компьютеров. – М., «Русполиграф», 1997 г.

16. В.К. Шумилин, И.Г. Гетия. Охрана труда при работе на ПЭВМ и ЭВМ. Учебное пособие, М., 1994 г.

17. И.Г. Гетия, И.Н. Леонтьева, Е.Н. Кулемина. Проектирование вентиляции и кондиционирования воздуха, искусственного и естественного освещения в помещении ВЦ. Учебное пособие, М., 1995 г.

18. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – М., 1980 г.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Цель и задачи изучения дисциплины. Основные понятия.

2. Правовые и нормативные основы БЖД.

3. Опасные и вредные факторы производственной среды.

4. Травматизм и профзаболевания.

5. Влияние параметров воздушной среды на организм человека.

6. Нормирование параметров микроклимата.

7. Действие вредных веществ на организм человека.

8. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе.

9. Основы расчета общеобменной вентиляции

10. Приборы контроля параметров воздушной среды.

11. Влияние освещенности на организм человека.

12. Светотехнические характеристики.

13. Физиологические характеристики зрения.

14. Нормирование искусственного и естественного освещения.

15. Виды и системы освещения.

16. Основы расчета общего искусственного освещения.

17. Приборы контроля освещения.

18. Факторы, влияющие на опасность поражения человека электрическим током.

19. Действие электрического тока на организм человека.

20. Классификация помещений по опасности поражения человека электрическим током.

21. Защитное заземление: назначение, устройство, принцип действия, особенности расчета.

23. Защитное отключение.

24. Действие шума на организм человека.

25. Характеристики шума, нормирование, приборы контроля.

26. Защита от шума.

27. Действие вибрации на организм человека.

28. Характеристики вибрации, нормирование, приборы контроля.

29. Защита от вибрации.

30. Ультразвук, инфразвук: воздействие на человека, меры защиты.

31. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение: воздействие на человека, меры защиты.

32. Действие электромагнитных полей на организм человека.

33. Характеристики электромагнитных полей, нормирование, приборы контроля.

34. Защита от электромагнитных полей.

35. Действие лазерного излучения на организм человека.

36. Характеристики лазерного излучения, нормирование, классификация лазеров, меры безопасности.

37. Определение класса опасности лазеров.

38. Действие ионизирующих излучений на организм человека.

39. Характеристики ионизирующих излучений, нормирование, приборы контроля.

40. Защита от ионизирующих излучений.

41. Основы пожарной безопасности. Основные понятия

42. Классификация помещений и зданий по взрывопожароопасности (по ОНТП).

43. Классификация взрывопожароопасных зон в соответствии с ПУЭ.

44. Меры пожарной профилактики.

45. Основы безопасность технических систем.

46. Общие требования безопасности при проектировании машин и механизмов.

47. Потенциальная опасность, величина риска, прогнозирование риска.

48. Понятие чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

49. Элементы гражданской обороны.

50. Воздействие ударной волны на человека, сооружения и технику.

|следующая лекция ==>
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека|ПИТАНИЕ В ТУРИСТСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 243 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector