2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация и степени тугоухости у детей

Тугоухость у ребенка: степени, причины, симптомы, диагностика и лечение

Тугоухость у ребенка – это состояние, характеризующееся прогрессирующим или стойким снижением слуха. Заболевание может диагностироваться у ребенка в любом возрасте, даже у новорожденных. В настоящее время известно очень много предрасполагающих факторов, которые приводят к снижению звукового восприятия. Все они подразделяются на несколько крупных групп и определяют особенности протекания патологии.

Характеристика тугоухости у ребенка представлена ниже.

Любая форма болезни отличается отсутствием реакции на звук, исходящий от игрушек, на шепот или голос матери. Помимо прочего, в клинической картине имеются расстройства психического и речевого развития. Особенность диагностики – это проверка детским врачом-отоларингологом, основывается она на проведении определенных мероприятий посредством специального набора инструментов. Кроме установления верного диагноза они имеют целью определение этапа тугоухости. С опорой на этиологический фактор терапия может быть физиотерапевтической, медикаментозной и хирургической. Зачастую лечение требует комплексного подхода.

Классификация данного заболевания

Тугоухость у ребенка отличается неполной потерей слуха, при которой пациент воспринимает звуки довольно неразборчиво. Врачи отмечают четыре степени тугоухости. Речь в зависимости от усиления степени становится все менее понятной. Последняя степень находится на границе с полной утратой слуха.

Заболевание делится по длительности:

  • острое – слух ухудшается постепенно, с начала этого процесса прошло не больше месяца; возникает в большинстве случаев в результате травмы или инфекции;
  • внезапное течение – появляется очень быстро, вплоть до пары часов;
  • подострое – со времени ухудшения слуха прошло от одного до трех месяцев;
  • хроническое – пациент болеет дольше трех месяцев; эта стадия поддается терапии хуже всего.

По месту воспаления слухового анализатора классифицируют тугоухость:

  • невральную;
  • кондуктивную;
  • смешанную;
  • сенсорную;
  • нейросенсорную.

Если тугоухость у ребенка развивается лишь в одном ухе, это означает, что болезнь отличается односторонним характером. Двусторонняя – при наличии патологии в обоих ушах.

Степени патологии

Специалисты, определяя степень тяжести патологии, за основу берут результаты речевой и тональной аудиометрии:

  • Тугоухость 1 степени у ребенка (с колебаниями от 26 до 40 дБ). Ребенок может отчетливо понимать и слышать разговорную речь в 4-6 метрах, а шепот воспринимает на расстоянии от одного до трех метров. При постоянном шуме разбор речи затрудняется.
  • Тугоухость 2 степени у ребенка (с колебаниями от 41 до 55 дБ). Пациент понимает разговор в двух-четырех метрах, с одного метра – шепот.
  • Тугоухость 3 степени у ребенка (с колебаниями от 56 до 70 дБ). Малыш различает разговор в одном-двух метрах, шепот при этом приобретает неразборчивый характер.
  • Тугоухость 4 степени у детей (с колебаниями от 71 до 90 дБ). Совсем не слышна разговорная речь.

В случае, если слуховой порог выше 91 дБ, врачи диагностируют глухоту. В ряде случаев, установив причины заболевания, получается предпринять необходимые меры, которые способны притормозить прогрессирование процесса ухудшения слуха.

Нейросенсорная тугоухость у детей

Такая форма патологии является соединением неврального и сенсорного типа. Воспалению могут подвергаться и один, и одновременно несколько отделов: слуховой нерв, внутреннее ухо. Чаще всего такая разновидность тугоухости у ребенка развивается из-за травм, которые были получены в процессе родов и при воздействии вирусов или токсинов.

Такая патологическая форма чаще всего бывает у детей, около 91 % случаев. В семи процентах ситуаций выявляются кондуктивные дефекты. Меньше всего встречается смешанная тугоухость.

Кондуктивная тугоухость у маленьких пациентов

Такая форма заболевания, как кондуктивная, является нарушением, распространяющимся в области внешнего уха, косточек среднего уха и барабанной перепонки. В такой ситуации специалисты выделяют первую и вторую степени ухудшения слуха.

Причинами появления кондуктивного типа, как правило, становятся:

  • серная пробка;
  • травматические нарушения барабанной перепонки;
  • процессы воспаления в ухе;
  • сильное воздействие шума;
  • в полости среднего уха разрастается косточка.

Диагностика проблем со слухом на самых первых стадиях дает возможность предотвращения глухоты и прочих опасных осложнений. Терапию данного заболевания должен осуществлять квалифицированный специалист, способный подобрать индивидуальный подход к такой проблеме и курс лечения.

Причины тугоухости у детей

В настоящее время специалисты не могут дать точные сведения о том, из-за чего может появиться данное заболевание. Однако после тщательного анализа и изучения данной патологии был выявлен определенный перечень предполагаемых факторов-источников:

  • Наследственность – младенец чаще всего из-за такого фактора приобретает смешанный и нейросенсорный тип патологии. У ребенка при этом отмечаются необратимые изменения в органе слуха, представляющие, в свою очередь, двусторонние дефекты восприятия звуков. По статистическим данным, в 80 % случаев заболевание появляется изолированно от прочих нарушений, в остальных же случаях одновременно с генетическими синдромами.
  • Отрицательное влияние факторов, которые влияют на внутриутробное развитие плода. В конце первого триместра беременности формируются слуховые органы. При перенесении женщиной в данный период времени серьезных инфекционных заболеваний это может негативно отразиться на особенностях развития детских органов слуха.
  • Различные травмы во время родов.
  • Ведение женщиной нездорового образа жизни во время беременности и пренебрежение своевременными посещениями специалиста.
  • Сахарный диабет у женщины.
  • При несовместимости крови плода и матери может возникнуть резус-конфликт, приводящий в итоге к дефектам формирования органов малыша.
  • Преждевременные роды. Конечно же, при преждевременных родах у ребенка полностью сформировались органы слуха. Но гипоксия, появляющаяся во время родов, способна негативно повлиять на слуховые органы.
  • Отрицательные последствия инфекционных заболеваний, перенесенных пациентом – в некоторых случаях у малыша могут появиться осложнения в форме герпеса, кори, краснухи и т.д.

Нужно заметить, что причинами возникновения заболевания также могут стать:

  • аденоиды;
  • серная пробка;
  • дефекты барабанной перепонки;
  • отит;
  • тонзиллит;
  • различные травмы отделов органов слуха.

В некоторых случаях на патологический процесс у подростков может повлиять постоянное прослушивание музыки на большой громкости.

Ниже представлены симптомы тугоухости у ребенка.

Симптомы данной патологии у малышей

Основное значение в распознавании детской тугоухости отводится в первую очередь наблюдательности родителей. Их должно насторожить отсутствие у ребенка до четырех месяцев реакции на громкие звуки; в четыре-шесть месяцев нет предречевых вокализаций; в семь-девять месяцев малыш не способен установить источник звука; в один-два года нет словарного запаса.

У малышей постарше может отсутствовать реакция на разговорную речь или шепот, звучащие сзади; ребенок может переспрашивать одно и то же по несколько раз; не отзываться на имя; не различать окружающие звуки; говорить громче, чем нужно, а также читать по губам.

У детей с тугоухостью отмечаются системное речевое недоразвитие: присутствует полиморфный дефект произношения звуков и резко проявляющиеся трудности дифференциации фонем на слух; крайне ограниченный лексикон, грубые искажения слого-звуковой словесной структуры, отсутствие сформированного лексико-грамматического речевого строя. Все это вызывает формирование у школьников со слабым слухом различных типов дислексии и дисграфии.

Тугоухость при лечении ототоксическими лекарственными средствами обычно диагностируется у детей через два-три месяца после этого и отличается двусторонним характером. Слух может снизиться до 40-60 дБ. У ребенка первыми симптомами тугоухости являются вестибулярные нарушения (головокружение, неустойчивая походка), шум в ушах.

Особенности диагностики заболевания

При беременности основная диагностика – это процедура скрининга. Если дети входят в состав группы риска тугоухости врожденного типа, они должны подвергаться особо тщательному осмотру. При отчетливом восприятии новорожденным малышом громких звуков отмечаются такие непроизвольные реакции, как заторможенность сосательного рефлекса, моргание и т.п. В дальнейшем с целью выявления дефектов проводится такая процедура, как отоскопия.

Для хорошего исследования слуховой функции у ребенка более старшего возраста нужно провести аудиометрию. Для дошкольников существует игровая форма данной диагностики, для школьников – аудиометрия тональная и речевая. При обнаружении специалистом определенных отклонений используется в дальнейшем электрокохлеография, посредством которой может быть выявлен участок поражения органа слуха.

Кроме отоларинголога, детскую тугоухость диагностируют также отоневрологи и сурдологи.

Лечится ли детская тугоухость?

При тщательно осуществленных диагностических процедурах и своевременном и полноценном лечении тугоухости у детей можно значительно повысить вероятность обретения полноценного слуха. Нужно сказать, что при начале данной патологии имеется шанс привести слух в норму.

При сопровождении заболевания сенсоневральными расстройствами с целью восстановления понадобится осуществление имплантации сенсоров. Естественно, на положительный исход также влияет и время обращения к специалисту: чем раньше будут начаты лечебные манипуляции, тем больше шансы на успешный исход.

Лечение данной болезни у малышей

Совокупность методов реабилитации и лечения маленьких пациентов с тугоухостью подразделяются на хирургические, функциональные, физиотерапевтические и медикаментозные. В ряде ситуаций бывает достаточно осуществления несложных мероприятий (удаления у пациента серной пробки или инородного тела в ухе), чтобы восстановить слух.

У детей кондуктивная тугоухость, обусловленная дефектами целостности слуховых косточек и барабанной перепонки, обычно требуется слухоулучшающее оперативное вмешательство (протезирование слуховых косточек, тимпанопластика, мирингопластика и т.д.).

Лекарственное лечение тугоухости у детей проводится на основании степени тугоухости и этиологического фактора. Если снижается слух из-за сосудистых нарушений, выписываются лекарственные средства, которые улучшают снабжение кровью внутреннего уха и церебральную гимодинамику («Бендазол», «Эуфиллин», «Папаверин», никотиновую кислоту, «Винпоцетин»). При инфекционном происхождении детской тугоухости медикаментами первой линии становятся нетоксичные антибиотики. Если интоксикации острые, то осуществляются дезинтоксикационная, метаболическая и дегидратационная терапия, а также гипербарическая оксигенация.

Немедикаментозными лечебными методами при детской тугоухости являются пневмомассаж ушной перепонки, электрофорез, иглорефлексотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и магнитотерапия.

Во многих ситуациях единственным методом реабилитации пациентов с сенсоневральной тугоухостью становится слухопротезирование. Если имеются соответствующие показания, то маленьким пациентам проводится кохлеарная имплантация.

В комплексную реабилитацию при данном заболевании включаются помощь детского психолога, дефектолога, сурдопедагога и логопеда.

Профилактика и прогноз детской тугоухости

Если у ребенка была своевременно диагностирована тугоухость, это дает возможность предотвращения отставания в развитии интеллекта, задержки развития речи, возникновения психологических осложнений психологического характера.

При раннем проведении терапии в большей части случаев получается добиться стабильного состояния и успешно провести реабилитационные манипуляции.

Профилактика тугоухости у маленьких пациентов включает в себя исключение факторов риска перинатального типа, осуществление вакцинации, отказ от применения ототоксических лекарственных средств, предотвращение патологий ЛОР-органов. Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, у которого была выявлена тугоухость, необходимо сопровождать его на всех возрастных этапах комплексными медико-педагогическими мероприятиями.

Такая патология у ребенка – это довольно серьезная проблема, причиняющая неокрепшему организму сильный дискомфорт. Поэтому следует внимательно относиться к детям и не откладывать визит к врачу, если имеются какие-то подозрения.

Мы рассмотрели степени тугоухости у детей и методы лечения данной патологии. Здоровья вам и вашим детям!

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Общие сведения

Тугоухость у детей — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Причины тугоухости у детей

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Симптомы тугоухости у детей

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

«Проект: Аудиология» — сборник научно-практических материалов для профессионалов в области аудиологии и слухопротезирования, включающий материалы конференций, статьи по кохлеарной имплантации, отоневрологии и законодательные акты по сурдологии.

«Проект: Аудиология» — сборник научно-практических материалов для профессионалов в области аудиологии и слухопротезирования, включающий материалы конференций, статьи по кохлеарной имплантации, отоневрологии и законодательные акты по сурдологии.

  • Главная
  • Аудиология
  • Функциональная классификация тугоухости

Функциональная классификация тугоухости

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Федеральное государственное учреждение
Научно-клинический центр оториноларингологии

Авторы: д.м.н., проф. Токарев О.П., д.м.н. Тарасова Г.Д.

Аннотация

  1. Зав. кафедрой детской оториноларингологии РМАПО, д.м.н., профессор Карпова Е.П.
  2. Профессор кафедры ЛОР-болезней педиатрического факультета РГМУ, д.м.н. Сапожников Я.М.
  3. Начальник оториноларингологического отделения 3-го ЦКВГ им. А.В.Вишневского, д.м.н., профессор Егоров В.И.

Введение

Поскольку в литературе этот вопрос не получил достаточного освещения, считаем необходимым изложить его более подробно. При анализе данных анамнеза и результатов нейропсихологического исследования у этих пациентов выявляют наличие клиники ММД чаще в виде синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Это, как указывалось, является исходом перинатальной энцефалопатии. У этих детей имеют место нарушения в состоянии слухового гнозиса, что проявляется отсутствием способности правильно узнавать и оценивать ритмические структуры, предъявляемые им на слух, а также способности их воспроизведения. Детям этой группы присуще снижение объема слухо-речевой памяти, замедление запоминания и невозможность вспомнить место слова в предъявляемых рядах слов. Одновременно характерным является нарушение фонематического слуха, которое проявляется в неспособности различения близких фонем.

Основная диагностическая картина у таких детей следующая:

  1. При повторных провидениях тональной пороговой аудиометрии через различные промежутки времени (недели, месяцы) отмечают флюктуацию порогов воздушного звукопроведения в пределах 20 дБ.
  2. Отсутствие при этом функциональных изменений со стороны среднего уха по данным тимпанометрии.
  3. Нормальная функция корковых отделов слухового анализатора по результатам регистрации вызванных слуховых потенциалов.
  4. Нарушение слухового гнозиса.
  5. Снижение объема слухо-речевой памяти.
  6. Нарушение фонематического слуха.

Таким образом, результаты тональной пороговой аудиометрии характеризуют не наличие патологии органа слуха, а также не являются следствием грубой неврологической патологии, а лишь характеризуют уровень состояния внимания. Тактика ведения этой группы пациентов должна, прежде всего, сводится к коррекции психоневрологической патологии. Эти пациенты не нуждаются в оториноларингологической (особенно в отношении аденотомии с целью улучшить слух) или сурдологической помощи. Состояние псевдокондуктивной тугоухости может иметь место как при нормальном интеллектуальном развитие, так и при его нарушениях.

Внешний звук, прошедший через воздух или кости среднего уха, затем с помощью рецептора и анализатор в головном мозге, создает у человека то ощущение, которое мы называем «слух». Рецептор расположен в улитке внутреннего уха, заключенной в пирамидку височной кости. Содержимое улитки включает перепончатый, так называемый спиральный (Кортиев) орган, в котором по спирали расположены тимпанальная и вестибулярная лестницы, заполненные перилимфой, а между ними – улитковый ход, заполненный эндолимфой. В спиральном органе находится рецепторная поверхность, образованная внутренними и наружными волосковыми клетками, волоски которых (стереоцилии) накрыты покровной мембраной. Кроме этого, в спиральном органе содержится сосудистая полоска, афферентные и эфферентные волокна слухового нерва, волокна и клетки спирального ганглия, адренэргическое сплетение, поддерживающие клеточные структуры.

Повреждение структур рецептора и анализатора при нормальном состоянии и функции наружного и среднего уха вызывает тугоухость, которая на графике аудиограммы отражают в виде повышения порогов по костному звукопроведению, в то время как пороги по воздушному звукопроведению повышаются параллельно первым. Такой вид снижения слуха носит название сенсоневральной тугоухости.

Первичная истинная сенсоневральная тугоухость также имеет типичный вид аудиометрической кривой. Она обусловлена тем, что в результате наследуемой генетической этиологии происходит восходящая дегенерация начиная с волосковых клеток улитки, включая волокна слухового нерва, спирального ганглия, и восходящих путей слухового анализаторе в головном мозге. Одним из эффективных методов дифференциальной диагностики считают тест определения чувствительности к ультразвуку: пороги восприятия ультразвука значительно повышены или ультразвук не воспринимается вовсе.

Вторичная сенсоневральная тугоухость. График аудиограммы имеет типичную конфигурацию. Синонимами являются «скалярная» и псевдосенсоневральная тугоухости. Данное состояние развивается вследствие повреждения волосковых клеток, восходящих афферентных путей головного мозга, а также височной области коры головного мозга, где локализуется центр, ответственный за слух. «Вторичность» этой формы тугоухости в том, что повреждение функции возникает в результате патологического процесса, имеющего начало вне структур рецептора и анализатора. Этиологическими факторами могут быть: токсические (инфекционные, химические, медикаментозные), метаболические (нарушения липидного, углеводного или жирового обмена), аллергические, сосудистые (бассейн магистральных артерий или микроциркуляция), травматические (физическая травма височной кости или черепа, акустическая травма, баротравма), эндокринные (гипотиреоз, сахарный диабет), эмоционально-психические (длительный стресс), эндогенные локальные (острые и хронические заболевания среднего уха и слуховой трубы, отосклероз, опухоли).

С течением времени не леченная вторичная сенсоневральная тугоухость может привести к восходящей дегенерации волосковых клеток, то есть к первичной сенсоневральной тугоухости. Среди всех сенсоневральных нарушений слуха эта форма имеет различное распространение среди детского и взрослого населения: у детей она составляет 30 и более процентов, а у взрослых лишь более 10%. Дифференциальную диагностику можно проводить с помощью теста чувствительности к ультразвуку, тональной пороговой аудиометрии в расширенном диапазоне частот и с учетом результатов лечения. Тест чувствительности к ультразвуку проводят с помощью костного вибратора в диапазоне частот 60000 – 90000 Гц. Так, при этом выявляют, что пороги восприятия ультразвука находятся в пределах нормы, а кривая аудиограммы идет вверх начиная с 12000 Гц. Пробное лечение терапевтическим аппаратом «СЛУХ-ОТО-1» приводит к возникновению на аудиограмме костно-воздушного разрыва на высоких частотах, указывающего на наличие у пациента псевдосенсоневральной тугоухости.

Таблица 1 Классификация степени снижения слуха

Степень

Средняя потеря слуха по классификации, используемой в России/по международной классификации

Тугоухость лечение, причины, симптомы: Тугоухость 1 2 3 4 степени у ребенка

Тугоухость у ребенка.

Тугоухость — это снижение слуха, при котором затрудне но общение с окружающими людьми. Тугоухость у ребенка, как правило, приводит к задер жке психоречевого развития , ведь он учится говорить, подражая услышанному, а «недослышанные» слова приводят к речевым дефектам.

Чем больше снижен слух, тем грубее задержка психоречевого развития.

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

  • Выявить причину тугоухости.
  • Устранить, либо оказать лечебное воздействие на саму причину тугоухости.
  • При необходимости подобрать слуховой аппарат.
  • А также оказать комплексное воздействие на задержку развития речи.

Диагностика тугоухости.

Тугоухость у детей подразделяется на нейросенсорную тугоухость (аналогичный термин — сенсоневральная тугоухость) и кондуктивную тугоухость.

Причины тугоухости

Кондуктивная тугоухость у ребенка

Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано поражением слухового анализатора нервной системы: поражением улитки (органа слуха) или слухового нерва, проводящих путей и зон слуха головного мозга. Причина нейросенсорной тугоухости чаще всего кроется в родовой травме, глубокой недоношенности, гидроцефалии, перинатальной патологии, ишемическом поражении центральной нервной системы.

Улитка (орган слуха) часто страдает при применении ототоксичных антибиотиков — аминогликозидов (гентамицин, стрептомицин, канамицин, амикацин, мономицин и пр.).

У детей с гидроцефалией как правило страдают проводящие пути (демиелинизация) и улитка «слышит» звуки, но они «не доходят» до головного мозга по поврежденным проводящим путям. При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление так же давит на слуховой нерв, проводящие пути и на зоны слуха коры головного мозга, препятствуя их нормальной работе.
Недостаток кислорода во время беременности и родов приводит к гипоксически-ишемическому поражению зон слуха в коре головного мозга.
При родовой травме шейного отдела позвоночника нарушается нормальный ток крови по позвоночным артериям, в результате чего страдает кровоснабжение улитки и слухового нерва.
У многих детей тугоухость смешанная. То есть в родах пострадала и нервная система и есть например хронический отит.


Тугоухость 1, 2, 3, 4 степени.

1, 2, 3, 4 степень нейросенсорной тугоухости:

Нейросенсорная тугоухость 1 степени (26-40 дБ) ребенок не слышит тихие звуки, не может разобрать человеческую речь в шумной обстановке. Различает разговорную речь на расстоянии не более 6 метров, а «шепотную» — с расстояния 1—3 метра. У детей с 1 степенью нейросенсорной тугоухости часто страдает произношение и они порой переспрашивают.
Нейросенсорная тугоухость 2 степени (40-55дБ) является причиной «недослышивания» тихих и средних по громкости звуков. Разговорная речь воспринимается на расстоянии 4 метра, а шепот улавливается только у уха. У деток со 2 степенью тугоухости речевое развитие задерживается, ребенок неохотно вступает в речевой контакт, если речь есть, то она как правило бедная, На вопросы ребенок отвечает односложно (да, нет и т.д.) неправильно произносит многие слова, из-за «недослышивания».
Нейросенсорная тугоухость 3 степени (55-70 дБ) характеризуется неспособностью различать большинство звуков, общение ребенка с окружающими людьми резко затруднено. «Шепотная» речь вообще не воспринимается, а разговорная только с расстояния 1 метра, если с ним громко говорить. У детей с 3 степенью тугоухости как правило формируется грубая задержка психоречевого развития, он не понимает и не выполняет просьбы и не пытается разговаривать.
Нейросенсорная тугоухость 4 степени (70-90 дБ) ребенок может слышать только очень громкие звуки, состояние граничит с глухотой. У детей с 4 степенью тугоухости — речь не развивается вовсе. Если слуховой аппарат не улучшает слух, то при 4 степени прибегают к сложному оперативному вмешательству — кохлеарной имплантации.

Лечение тугоухости у ребенка.

Лечение 1, 2, 3, 4 степени нейросенсорной тугоухости.

Важно вовремя выявить и лечить тугоухость у ребенка.
ЛОР-врач лечит хронический отит, лазером можно удалить разросшиеся аденоиды (лазерная редукция аденоидов).
Если ребенок при рождении перенес родовую травму, то улучшению слуха будут способствовать методы лечения, улучшающие работу центральной нервной системы:

Микротоковая рефлесотерапия при нейросенсорной тугоухости проводится по индивидуальной программе:
1. Улучшение кровоснабжения улитки и слухового нерва
(за счет снятия спазма позвоночных артерий).
2. Стимуляция слухового нерва для улучшения проводимости по нему нервных импульсов.
3. Активизация зон слуха и понимания речи коры головного мозга.
4. Активизация речевых зон головного мозга, отвечающих за

  • понимание речи,
  • желание вступать в речевой контакт,
  • набор словарного запаса,
  • навык построения предложений.

5. Нормализация тонуса сосудов головного мозга приводит к уменьшению выработки ликвора (внутричереной жидкости) и внутричерепное давление стабилизируется.
6. Снижение возбудимости у невротизированных, расторможенных и агрессивных детей улучшает их адаптацию в детском саду и повышает эффективность занятий с логопедом.

— Витамины группы В и препараты содержащие фосфолипиды (лецитин, цераксон, глиатилин и пр.), необходимы для восстановления пострадавших проводящих путей нервной системы и слухового нерва.
— Сосудистые препараты — улучшают кровоснабжение улитки, слухового нерва.
— Ноотропы (кортексин, мексидол, цераксон, актовегин и пр.) — питают и восстанавливают пострадавшую нервную систему.
— Для стабилизации внутричерепного давления у деток предпочтительно использовать не диакарб, а мочегонные травы (хвощ, фенхель, брусничный лист). А так же «конский каштан» (эскузан), который укрепляет сосуды венозных сплетений, вырабатывающих ликвор и таким образом уменьшает внутричерепное давление.

Медикаментозную терапию каждому ребенку подбирают строго индивидуально, в зависимости от причин нейросенсорной тугоухости после проведения курса основного лечения — Микротоковой рефлексотерапии.

Цель лечения тугоухости: не только улучшить слух, но самое главное запустить правильное развитие речи и учебных навыков.

Детям с нейросенсорной тугоухостью также необходимы —
Занятия с логопедом-дефектологом и детским психологом:
Развивающие занятия направлены на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, мышления, изучение таких понятий как цвет, размер, формирование навыков счета, чтения и письма.
Часть деток на занятиях могут обходиться без слухового аппарата, другие без слухового аппарата слышат не достаточно хорошо, чтобы правильно развиваться.
В таком случае ношение слухового аппарата обязательно.
Но улучшение слуха и речи на фоне комплексного лечения все равно будет.

Если у ребенка 4 степень тугоухости и ему уже проведена операция по кохлеарной имплантации, но речь так и не развилась до возрастной нормы, ребенок возбудим и плохо усваивает учебный материал ему так же может помочь микротоковая рефлексотерапия.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ РЕАЦЕНТРА В САМАРЕ.

Более подробную информацию о лечении тугоухости вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения тугоухости 1, 2, 3, 4 степени, а так же других проблем со слухом проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах:Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

Классификация нарушения слуха

Нарушение слуха определяется как частичная или полная утрата способности человека к распознаванию различных звуков. Тугоухость и глухота может быть как врожденной, так и приобретенной в течение жизни. Снижение слуха заметно ухудшает качество жизни – человек перестает понимать окружающих людей, возникают определенные сложности при ориентировании в пространстве, ухудшается восприятие новой информации и прочее.

Так как тугоухость протекает у всех людей по-разному, возникла необходимость в классификации видов нарушения слуха, благодаря которой диагностика и лечение различных патологий слуха становятся эффективнее.

Классификация детей с нарушением слуха

Слух – жизненно важный орган чувств, поэтому его роль в развитии ребенка сложно переоценить. Слуховой анализатор является сложным механизмом, в работе которого задействованы три основные составляющие – орган слуха (включает наружное, среднее и внутреннее ухо), проходящие в нем нервные окончания, а также слуховой центр, расположенный в коре головного мозга.

Существует множество классификаций, характеризующих способность человека слышать и воспринимать звуки. Рассмотрим основные из них:

Первая классификация детей с нарушениями слуха включает в себя два вида патологического состояния – глухота и тугоухость. Глухота характеризуется полной утратой способности к звуковосприятию. Под тугоухостью подразумевается частичная потеря слуха, при которой существует сложность в восприятии человеческой речи, однако остается способность к получению словесной информации, хоть и на более низком уровне, чем в норме.

  • По причинам возникновения аномалии

В медицине хорошо известна классификация нарушения слуха в зависимости от факторов, спровоцировавших патологию. В соответствии с ней причины возникновения тугоухости или глухоты делятся на следующие виды: кондуктивные, нейросенсорные (сенсоневральные) и смешанные.

Кондуктивные факторы, влияющие на слух, связаны с наличием препятствия, мешающего нормальной звукопередаче. Такими препятствиями может стать серная пробка, повреждение барабанной перепонки, отечность тканей слухового прохода, наличие новообразования, воспаление органа слуха и другое. Кондуктивная тугоухость всегда связана с плохой передачей звука от внешнего уха к среднему или от среднего к внутреннему.

Причины нейросенсорной тугоухости кроются на уровне восприятия звуковых сигналов. При этом снижение слуха происходит из-за поражения звуковоспринимающих органов – гибели волосковых клеток внутреннего уха, вследствие чего процесс звукопередачи искажается или вовсе перестает функционировать. Патология может возникнуть из-за повреждения слухового нерва, в результате осложнения после вирусных инфекций (гриппа, ОРВИ, кори, менингита) или после приема некоторых лекарственных препаратов (например, антибиотиков группы гентамицина или нестероидов).

Смешанный вид тугоухости возникает в результате одновременного воздействия кондуктивных и нейросенсорных факторов.

  • По времени возникновения патологии

В зависимости от периода возникновения нарушения слуха подразделяются на следующие виды: острые, хронические и врожденные.

Острое (внезапное) нарушение слуха возникает спонтанно, буквально за несколько дней или недель. Причинами такой тугоухости могут стать полученные травмы, острое инфекционное поражение или опухолевые образования.

Хронические нарушения могут формироваться несколько месяцев или нескольких лет. При этом тугоухость возникает из-за длительного влияния негативных факторов – проживания в шумной местности, привычки громко слушать музыку, профессиональные вредности и прочих.

Врожденная тугоухость связана еще с эмбриональным развитием или патологическим процессом родовой деятельности. Причинами врожденных аномалий могут стать болезнь матери во время беременности, токсическое поражение плода на фоне курения или употребления алкоголя будущей мамой, родовая травма.

Данная классификация лиц с нарушением слуха отталкивается от степени снижения слуховых возможностей и отклонения от нормальных значений – в норме человеческое ухо должно воспринимать звуки в частоте от 0 до 25 дБ. Таким образом, отоларингологи выделяют 4 степени нарушения слуха (тугоухости):

  • Ребенок может улавливать звуки на громкости от 26 до 40 дБ.
  • Порог восприятия звуков повышается до 41-55 дБ.
  • Порог слышимости находится в диапазоне от 56 до 70 дБ.
  • Ребенок способен улавливать громкие звуки свыше 71 дБ.

В случае, если способность к восприятию звуков полностью отсутствует, пациенту ставится диагноз «глухота».

Именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью во врачебной практике и носит название международная классификация нарушений слуха.

  • По времени возникновения и степени нарушения, а также уровню развития ребенка

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха оказала огромное значение для формирования специальных детских учреждений. Суть концепции состоит в делении детей на группы, в зависимости от их способности к обучению, которое определяется состоянием слухового анализатора. Также учитывается наличие у ребенка недостатков в развитии, обусловленных снижением слуха.

Так, слабослышащие дети делятся на 4 группы:

  • глухие, не владеющие речью – к ним относятся глухие от рождения или очень рано потерявшие слух;
  • глухие, сохранившие речь – позднооглохшие;
  • дети с тугоухостью, хорошо владеющие речью;
  • дети с тугоухостью, плохо воспринимающие человеческую речь.

Виды и степени нарушений Слуха

Виды и степени нарушений Слуха

Около 10% всего населения Земного шара в той или иной степени имеют нарушения Слуха.

Тугоухость определяют как снижение Cлуха, при котором затруднено общение с окружающими людьми по причине недостаточного восприятия чужой речи. С нарушением восприятия звуков можно столкнуться в любом возрасте. Тугоухость может варьировать по степени тяжести — от легкой до глубокой.

Степень нарушения Слуха определяется в ходе специального исследования, называемого Аудиометрией. Суть исследования состоит в измерении порога Слухового восприятия человека почастотно.

Если человек слышит Звуки на всех Частотах до 25 Децибелл (дБ), то его Слух считается нормальным.

Если он слышит только Звуки громче, чем 25 дБ, говорят о снижении Слуха.

Чем большая громкость Звука требуется для того, чтобы человек услышал подаваемый в наушники сигнал, тем большая у него степень Тугоухости.

Согласно Международной классификации Тугоухости:

1. Слух в норме означает, что человек слышит Звуки на всех частотах от 0 до 25 дБ и не испытывает проблем с общением.

2. 1-я степень Тугоухости (слабая) означает, что человек слышит Звуки только громче 26-40 дБ. У него появляются трудности в восприятии тихой и отдаленной речи.

3. 2-я степень Тугоухости (средняя) означает, что человек слышит Звуки только громче 41-55 дБ. У него имеются трудности в восприятии тихой и отдаленной речи, диалога.

4. 3-я степень Тугоухости (средне-тяжелая) означает, что человек слышит Звуки только громче 56-70 дБ. Он воспринимает только громкую речь и испытывает затруднение при коллективном общении и разговоре по телефону.

5. 4-я степень Тугоухости (тяжелая) означает, что человек слышит Звуки только громче 71-90 дБ. Он с трудом воспринимает даже громкую речь. Понятен только крик или усиленная наушниками речь. Разговор по телефону не возможен.

6. Глухота (глубокая) означает, что человек может услышать звуки только громче 91 дБ и испытывает трудности в понимании даже усиленной наушниками речи.

Снижение Слуха может возникать в следствии различных причин.

Эта Тугоухость, вызываемая препятствиями на пути проведения звуковой волны. Такая Тугоухость хорошо лечится либо консервативным, либо хирургическим путем.

Основными причинами развития данного вида Тугоухости являются: скопления ушной серы, средний отит, отосклероз и др.

Нейросенсорная (сенсоневральная) Тугоухость.

Эта Тугоухость связана с нарушением преобразования механических колебаний в электрические импульсы. Причинами ее развития являются нарушения во внутреннем ухе или улитке. Поражение рецепторов звукового анализатора может быть вызвано акустическими травмами, ототоксическим действием антибиотиков, сосудистыми нарушениями кровоснабжения улитки и др. причинами, приводящими к гибели волосковых клеток внутреннего уха.

Данный вид Тугоухости очень тяжело поддается лечению и может быть компенсирован только Слухопротезированием.

Эта Тугоухость представляет собой сочетание двух вышеупомянутых типов нарушения Слуха

Читать еще:  Отит причины симптомы воспаления виды лечение
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector