13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм воспроизведения звуков человеком

УХО И МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА

Ухо и механизм восприятия звука. Ухо представляет собой сложный специализированный орган, состоящий из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо является звукоулавливающим аппаратом. Звуковые колебания улавливаются ушными раковинами и передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего. Улавливание звука и весь процесс слушания двумя ушами, так называемый биниуральный слух, имеют значение для определения направления звука. Звуковые колебания, идущие сбоку, доходят до ближайшего уха на несколько десятичных долей секунды (0,0006 с) раньше, чем до другого. Этой предельно малой разницы во времени прихода звука к обоим ушам достаточно, чтобы определить его направление.

Среднее ухо представляет собой воздушную полость, которая через евстахиеву трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают 3 слуховые косточки, соединенные друг с другом, — молоточек, наковальня и стремечко, а последнее через перепонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе — перилимфе. Благодаря слуховым косточкам амплитуда колебаний уменьшается, а сила их увеличивается, что позволяет приводить в движение столб жидкости во внутреннем ухе. В среднем ухе имеется особый механизм адаптации к изменениям интенсивности звука. При сильных звуках специальные мышцы увеличивают натяжение барабанной перепонки и уменьшают подвижность стремечка. Тем самым снижается амплитуда колебаний, и внутреннее ухо предохраняется от повреждений.

Внутреннее ухо с расположенной в нем улиткой находится в пирамидке височной кости. Улитка у человека образует 2,5 спиральных витка. Улитковый канал разделен двумя перегородками (основной мембраной и вестибулярной мембраной) на 3 узких хода: верхний (вестибулярная лестница), средний (перепончатый канал) и нижний (барабанная лестница). На вершине улитки имеется отверстие, соединяющее верхний и нижний каналы в единый, идущий от овального окна к вершине улитки и далее к круглому окну. Полость их заполнена жидкостью — перилимфой, а полость среднего перепончатого канала заполнена жидкостью иного состава — эндолимфой. В среднем канале расположен звуковоспринимающий аппарат — кортиев орган, в котором находятся рецепторы звуковых колебаний — волосковые клетки.

Механизм восприятия звука. Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. Звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через овальное окно, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещениям основной мембраны. От высоты звука зависит высота столба колеблющейся жидкости и, соответственно, место наибольшего смещения основной мембраны. Таким образом, при различных по высоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний.
Преобразование колебаний в процесс возбуждения осуществляется специальными рецепторами — волосковыми клетками. Волоски этих клеток погружены в покровную мембрану. Механические колебания при действии звука приводят к смещению покровной мембраны относительно рецепторных клеток и изгибанию волосков. В рецепторных клетках механическое смещение волосков вызывает процесс возбуждений.

Проводимость звука. Различают воздушную и костную проводимость. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость: звуковые волны улавливаются наружным ухом, и воздушные колебания передаются через наружный слуховой проход в среднее и внутреннее ухо. В случае костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно улитке. Этот механизм передачи звуковых колебаний имеет значение при погружениях человека под воду.
Человек обычно воспринимает звуки с частотой от 15 до 20 000 Гц (в диапазоне 10-11 октав). У детей верхний предел достигает 22 000 Гц, с возрастом он понижается. Наиболее высокая чувствительность обнаружена в области частот от 1000 до 3000 Гц. Эта область соответствует наиболее часто встречающимся частотам человеческой речи и музыки.

Слуховой анализатор. Механизм восприятия звуков разной частоты.

Слуховой анализатор воспринимает колебания воздуха и трансформирует механическую энергию этих колебаний в импульсы, которые в коре головного мозга воспринимаются как звуковые ощущения.

Воспринимающая часть слухового анализатора включает — наружное, среднее и внутреннее ухо (рис. 11.8.). Наружное ухо представлена ушной раковиной (звукоуловитель) и наружным слуховым проходом, длина которого составляет 21-27 мм, а диаметр 6-8 мм. Наружное и среднее ухо разделяет барабанная перепонка — мало податливая и слабо растягивающаяся мембрана.

Среднее ухо состоит из цепи соединенных между собой косточек: молоточек, наковальня и стремечко. Рукоятка молоточка прикрепляется к барабанной перепонке, основание стремечка — к овальному окну. Это своеобразный усилитель который в 20 раз усиливает колебания. В среднем ухе, кроме того, имеется две маленькие мышцы, прикрепляющиеся к косточкам. Сокращение этих мышц приводит к уменьшению колебаний. Давление в среднем ухе выравнивается за счет евстахиевой трубы, которая открывается в ротовую полость.

Читать еще:  Основные причины нарушений

Внутреннее ухо соединено со средним при помощи овального окна, к которому прикрепляется стремечко. Во внутреннем ухе находится рецепторный аппарат двух анализаторов — воспринимающего и слухового (рис. 11.9.). Рецепторный аппарат слуха представлен улиткой. Улитка, длиной 35 мм и имеющая 2,5 завитка, состоит из костной и перепончатой части. Костная часть разделена двумя мембранами: основной и вестибулярной (рейснеровой) на три канала (верхний — вестибулярный, нижний — тимпанический, средний — барабанный). Средняя часть, называется улиточный ход (перепончатый). У верхушки — верхние и нижние каналы связаны геликотремой. Верхние и нижние каналы улитки заполнены перилимфой, средние — эндолимфой. Перилимфа по ионному составу напоминает плазму, эндолимфа — внутриклеточную жидкость (в 100 раз больше ионов К и в 10 раз ионов Nа).

Основная мембрана состоит из слабо натянутых эластических волокон, поэтому может колебаться. На основной мембране — в среднем канале расположены звуковоспринимающие рецепторы — кортиев орган (4 ряда волосковых клеток — 1 внутренний (3,5 тыс. клеток) и 3 наружных — 25-30 тыс. клеток). Сверху — тектореальная мембрана.

Механизмы проведения звуковых колебаний. Звуковые волны пройдя через наружный слуховой проход колеблют барабанную перепонку, последняя приводит в движение косточки и мембрану овального окна. Колеблется перилимфа и к вершине колебания затухают. Колебания перилимфы передаются на вестибулярную мембрану, а последняя начинает колебать эндолимфу и основную мембрану.

В улитке регистрируется: 1) Суммарный потенциал (между кортиевым органом и средним каналом — 150 мВ). Он не связан с проведением звуковых колебаний. Он обусловлен уравнем окислительно-восстановительных процессов. 2) Потенциал действия слухового нерва. В физиологии также известен и третий — микрофонный — эффект заключающий в следующем: если в улитку ввести электроды и соединить с микрофоном, предварительно усилив его, и произносить в ухо кошке различные слова, то микрофон воспроизводит эти же слова. Микрофонный эффект генерируется поверхностью волосковых клеток, т. к. деформация волосков приводит к появлению разности потенциалов. Однако, этот эффект превосходит энергию вызвавших его звуковых колебаний. Отсюда микрофонный потенциал — непростое преобразование механической энергии в электрическую, а связан с обменными процессами в волосковых клетках. Местом возникновения микрофонного потенциала является область корешков волосков волосковых клеток. Звуковые колебания, действующие на внутреннее ухо, накладывают возникающий микрофонный эффект на эндокохлеарный потенциал.

Суммарный потенциал отличается от микрофонного тем, что отражает не форму звуковой волны, а ее огибающую и возникает при действии на ухо высокочастотных звуков (рис. 11.10.).

Потенциал действия слухового нерва генерируется в результате электрического возбуждения, возникающего в волосковых клетках в виде микрофонного эффекта и суммарного потенциала.

Между волосковыми клетками и нервными окончаниями имеются синапсы, при этом имеет место и химический и электрический механизмы передачи.

Механизм передачи звука различной частоты. В течение длительного времени в физиологии господствовала резонаторная теория Гельмгольца: на основной мембране натянуты струны различной длины, подобно арфе они имеют разную частоту колебаний. При действии звука начинает колебаться та часть мембраны, которая настроена в резонанс данной частоте. Колебания натянутых нитей раздражают соответствующие рецепторы. Однако, эта теория критикуется, т. к. струны не натянуты и их колебания в каждый данный момент включают слишком много волокон мембраны.

Заслуживает внимания теория Бекеше. В улитке имеется явление резонанса, однако, резонирующим субстратом являются не волокна основной мембраны, а столб жидкости определенной длины. По данным Бекеше, чем больше частота звука, тем меньше длина колеблющегося столба жидкости. При действии звуков низкой частоты длина колеблющегося столба жидкости увеличивается, захватывая большую часть основной мембраны, причем колеблются не отдельные волокна, а значительная их часть. Каждой высоте тона соответствует определенное количество рецепторов.

В настоящее время наиболее распространенной теорией восприятия звука разной частоты является “теория места”, согласно которой не исключается участие воспринимающих клеток в анализе слуховых сигналов. Предполагается что волосковые клетки, расположенные на различных участках основной мембраны обладают различной лабильностью, что оказывает влияние на звуковые восприятия, т. е. речь идет о настройке волосковых клеток на звуки разной частоты.

Повреждения в различных участках основной мембраны приводит к ослаблению электрических явлений, возникающих при раздражении звуков разной частоты.

Согласно резонансной теории, различные участки основной пластинки реагируют колебанием своих волокон на звуки разной высоты. Сила звука зависит от величины колебаний звуковых волн, которые воспринимаются барабанной перепонкой . Звук будет тем сильнее , чем больше величина колебаний звуковых волн и соответственно барабанной перепонки , Высота звука зависит от частоты колебаний звуковых волн, Большая частота колебаний в единицу времени будет. восприниматься органом слуха в виде более высоких тонов ( тонкие, высокие звуки голоса ) Меньшая частота колебаний звуковых волн воспринимается органом слуха в виде низких тонов ( басистые, грубые звуки и голоса ) .

Читать еще:  Почему закладывает уши причина и лечение

Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука начинается с попадания звуковых волн в наружное ухо, где они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек среднего уха передаются на мембрану овального окна, что вызывает колебание перилимфы вестибулярной (верхней) лестницы. Эти колебания через геликотрему передаются перилимфе барабанной (нижней) лестницы и доходят до круглого окна, смещая его мембрану по направлению к полости среднего уха. Колебания перилимфы передаются также на эндолимфу перепончатого (среднего) канала, что приводит в колебательные дви­жения основную мембрану, состоящую из отдельных волокон, натянутых, как струны рояля. При действии звука волокна мембраны приходят в колебательные движения вместе с рецепторны-ми клетками кортиева органа, расположенными на них. При этом волоски рецепторных клеток контактируют с текториальной мембраной, реснички волосковых клеток деформируются. Возникает вначале рецепторный потенциал, а затем потенциал действия (нервный импульс), который далее проводится по слуховому нерву и передается в другие отделы слухового анализатора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8962 — | 7262 — или читать все.

Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка. Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.
Читать еще:  Народные и традиционные средства от боли в ухе у ребенка

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Речевой аппарат и дефекты

Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.

В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:

  • органические нарушения строения отдельных структур;
  • их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
  • неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.

При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.

Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.

Тема 3. Психофизиологический механизм восприятия и воспроизведения речи

Общие основы обучения глухих и слабослышащих детей устной речи

Тема 2. Звуковая природа устной речи

Устная речь – разновидность словесной речи, материальные средства, которые используются для выражения и различения смысла.

Звуковые средства: варьирование таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность. Динамический диапазон речи. Частотный диапазон речи. Элементы фонетической системы языка: фонема, словесное ударение и интонация. Фонема (от греч. phone — звук) – наименьшая (кратчайшая) единица звукового строя языка, служит для образования и различения значимых единиц языка – морфем и слов. Характеристика акустических и артикулярных свойств фонем; изменение фонем в зависимости от комбинаторных и позиционных условий; варианты фонем, аллофоны, назначение фонем – служит материалом – для образования знаменательных единиц речи – слов, морфем. Случаи становления морфемы знаменательной единицей речи.

Механизм: образования звуков речи, и их классификация.

Акустические свойства звуков речи. Разделение фонем по механизму, образования.

Признаком каждого звука является его акустический спектр. Форматы гласных, согласных. Высокие и низкие гласные, высокие и более низкие согласные.

Фонетическая мощность разных звуков: наиболее мощные гласные (по убывающей интенсивности) — а, о, э, у, ы, и; интенсивные согласные – вибранты, сонанты, шипящие, свистящие. Различение звуков речи по длительности. Объективные свойства, позволяющие распознавать фонемы и отличать их друга в процессе восприятия речи.

Звуковые средства языка для выражения и различения смысла – принадлежность звука к тонам или шумам, его высота, сила, длительность или непрерывность.

Фонетическая структура слов и фраз.

Словесное ударение. Акустическая характеристика словесного ударения. Основная функция словесного ударения. Особенности русского словесного ударения (разноместность, подвижность).

Орфоэпия. Нормы орфоэпии. Стили произношения и интонация. Интонация – признак фонетической структуры фразы. Интонация как средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы. Синтагмтическое ударение. Соотношение фонетических средств устной речи с графическими средствами.

Механизм образования звуков и их классификация.

Механизм образования различных гласных и согласных звуков, соответствующих основным вариантам фонем. Распределение гласных по рядам и подъемам. Основные признаки различения согласных: по наличию или отсутствию голосовых складок; по способу артикуляции; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию дополнительного подъема передне-средней спинки языка к твердому небу.

Лексические и грамматические особенности устной речи.

Тема 3. Психофизиологический механизм восприятия и воспроизведения речи

Владение языком – необходимая предпосылка для слухового восприятия речи. Качества, которыми должен владеть адресат для восприятия речевого общения. Сущность встречной активности в ходе восприятия речи. Взаимодействие сенсорного аппарата с моторным; роль системы кинестезий в работе слухового аппарата; вероятный характер антиципации (предвосхищение, прогнозирование) поступающей речевой информации; виды речевого контакта – ситуация, личность человека, являющегося источником сообщения, совокупность выразительных движений, сопровождающих речь говорящего. Наличие в памяти слушающего речевых образов (фонем, морфем, слов с различными синтаксическими структурами) – необходима предпосылка для опознавания соответственных компонентов слышимой речи в процессе ее восприятия. Действие прямого принципа в обратной связи в процессе восприятия речи.

Роль предшествующего речевого опыта; общая внутренняя схема, возникающая при намерении высказать мысль: модель предложения, действие импульсов, поступающих из центра на периферию, серия внешних речедвижений, произнесение (говорение). Контрольный корковый аппарат произносительных актов. Акцептор действия и его роль в процессе речи.

Устное слово – основной вид словесной речи в процессе ее усвоения ребенком. Функция слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие устной речи (ее восприятие и воспроизведение) у ребенка в первые три года жизни. Первый год жизни – подготовительный, второй и третий – быстрое накопление словаря, овладение морфологической структурой слова и синтаксисом, развитие фонематического слуха и произносительных навыков. Сформированность речи (к 3-4 годам) и ее дальнейшее развитие. Приближенный характер восприятия устной речи и произношения в первые три года жизни.

Нарушение функции слухового анализатора препятствует развитию речи ребенка. Две основные категории постепенной потери слуха – тугоухость и глухота (по Л.В. Нейману). Три степени тугоухости. Четыре степени глухоты с наличием остатков слуха. Факторы, определяющие последствия для развития устной речи ребенка с нарушенным слухом: степень потери слуха, возраст, в котором она произошла, сразу или постепенно возник слуховой дефект, условия воспитания ребенка, индивидуальные особенности (уровень интеллекта, степень активности, общительность). Возможность обучения глухих детей устной речи.

Сенсорная база (чувственная основа) у нормально слышащего ребенка для усвоения устной речи. Сенсорная база устной речи у детей с недостатком слуха; слуховой анализатор. Возможности для слухового восприятия стороны речи детьми с различными остатками слуха, пути расширения этих возможностей; типы звукоусиливающей аппаратуры, применяемой с целью максимального развития и использования слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Самоконтроль над произношением на основе остаточного слуха.

Зрительный анализатор. Возможность зрительного восприятия устной речи. Зрительное восприятие посредством чтения с губ звуков речи, словесного ударения, интонации. Типы аппаратуры для визуального отображения устной речи. Самоконтроль над произношением с помощью зрения.

Кожный анализатор. Его возможности восприятия устной речи. Возможности кожного анализатора для самоконтроля над произношением. Применение специальной электронно-акустической аппаратуры для более полного тактильно-вибрационного восприятия устной речи.

Двигательный анализатор. Роль двигательного анализатора для восприятия и воспроизведения речевых движений. Речевые кинестезии, их роль в обеспечении естественного текущего контроля над произношением. Комплексное использование сохранных анализаторов.

Чтение с губ как способ восприятия устной речи при нарушенном слухе. Роль встречной активности в переработке поступающей информации.

Основные компоненты механизма чтения с губ: зрительное восприятие речевых движений, опирающихся на оживление в памяти соответственных зрительных образов; отраженное повторение этих движений и связанное с ними оживление в памяти соответственных кинестетических образов; прогнозирование и переработка поступающей информации (с учетом речевого и встречного контекста), осмысление содержания информации. Особенности механизма чтения с губ у слабослышащих детей. Особенности слухо-зрительного и слухо-тактильного восприятия речи с применением электро-акустической аппаратуры. Факторы, от которых зависит успешность восприятия устной речи детьми с нарушенным слухом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector