13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы оценки восприятия звуков ребенком

Анализ результатов исследования слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты.

При выполнении задания 1 «Что звучит?», целью которого было определить степень восприятия неречевых звуков, уровень слухового восприятия у детей составил 4,15 балла.

Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Что звучит?» представлены в приложении Б.

Таблица 1—Результаты определения уровня развития слухового восприятия неречевых звуков по методике «Что звучит?»

Из таблицы видно, что высокий уровень сформированности слухового восприятия имеют 8 детей, что составляет 40% от общего количества обследуемых детей этого возраста. Дети правильно назвали все услышанные звуки.

Средний уровень сформированности слухового восприятия имеют 11 детей из 20, что составляет 55 %. Во время проведения исследования дети не смогли определить, какой предмет прозвучал. Дети путали звук колокольчика и погремушки. Артем Е., Федя Е., Полина К. не смогли узнать звучание бубна.

Низкий уровень сформированности слухового восприятия имеет 1 ребенок, что соответственно составляет 5% от общего количества обследуемых детей. Ребенок не мог запомнить звучание игрушек, имел трудности в назывании звучащих игрушек.

При выполнении задания 2 «Выполни команду», целью которого было определить степень восприятия речевых звуков, уровень слухового восприятия у детей составил 4,45 балла.

Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Выполни команду» представлены в приложении Б.

Таблица 2—Результаты определения уровня развития слухового восприятия речевых звуков по методике «Выполни команду»

Из таблицы видно, что 50 % детей показали высокий уровень сформированности слухового восприятия речевых звуков. Дети правильно выполняли услышанные команды.

50% детей имеют средний уровень сформированности слухового восприятия речевых звуков. Во время проведения исследования эти дети имели трудности в выполнении предложенных заданий. Не все команды выполнялись правильно. Дети путали команды «Опустить руки в стороны» и «Опустить руки вниз».

Низкий уровень сформированности изучаемого качества не имеет ни один ребенок.

При выполнении задания 3 «Угадай, чей звук», целью которого было определить степень восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания, уровень слухового восприятия у детей составил 4,6 балла.

Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Угадай, чей звук» представлены в приложении Б.

Таблица 3—Результаты определения уровня развития слухового восприятия по методике «Угадай, чей звук»

Из таблицы видно, что 60 % детей показали высокий уровень сформированности слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражаний. Дети правильно называли источник каждого звука.

40% детей имеют средний уровень сформированности слухового восприятия речевых звуков. Во время проведения исследования эти дети имели трудности в выполнении предложенных заданий. Дети путали звуки «бум-бум» и «тук-тук».

Низкий уровень сформированности изучаемого качества не имеет ни один ребенок.

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за выполнение заданий.

После проведения методов диагностики были получены следующие результаты. Результаты представлены в приложении Б.

Таким образом, при исследовании выявлено, что у детей развитие слухового восприятия находится на среднем уровне и составляет 4,4 балла.

Выводы к главе 2.

В ходе проведения методики, направленной на исследование способности ребенка к слуховому восприятию были получены следующие результаты: все дети с большим интересом выполняли предоставленные задания; у некоторых детей вызвали трудности задания с определением звучащих игрушек; были допущены ошибки в двигательном моделировании звучания в методике «Выполни команду». Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что заставляло повторять инструкцию к заданию повторно.

На основании качественного анализа результатов проведенного исследования мы отметили, что у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие развивается, они различают как речевые, так и неречевые звуки. Младшие дошкольники способны к дифференциации слуховых сигналов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Период дошкольного детства — время активного развития ребенка, период становления всех психических процессов. Познание ребенком окружающего мира становится возможным благодаря совершенствованию системы восприятия. Восприятие как психический процесс особенно активно развивается в младшем дошкольном возрасте.

Слуховое восприятие — умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность.

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).

Слуховое восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий развития речи у детей.

Анализ литературных данных показал, что для возникновения и становления речи ребенка является своевременное развитие речевого слуха, речевого внимания, фонематического слуха и слухового восприятия как базовой основы формирования устной и письменной речи.

Многие лингвисты, психологи, логопеды отводят значительную роль именно слуховому восприятию в речевом развитии. Развитие слухового восприятия положительно влияет на формирование всей стороны речи и слоговой структуры слов, несомненна его связь с формированием лексико-грамматических представлений.

В курсовой работе было проведено исследование уровня развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были использованы следующие методики, позволившие оценить нам развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста:

Методика «Что звучит?»

  • 2. Методика «Выполни команду»
  • 3. Методика «Угадай, чей звук»

На основании качественного анализа результатов исследования мы отметили, что у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие развивается и совершенствуется, они различают как речевые, так и не речевые звуки.

Методика констатирующего эксперимента

Рассмотрим диагностические критерии, показатели и инструментарий исследования, а так же ход данных исследовательских диагностик.

Используя методику по А.Н.Корневу [17] мы определим развитие слухо-моторных координаций, т.е проведем изучение акустического гнозиса.

Цель методики: диагностика сукцессивных функций.

Инструкция: «Внимательно послушай, как я постучу, и, после того как я закончу, повтори»

Далее экспериментатор однократно предъявляет серию ударов карандашом по столу, используя длинные и короткие интервалы. Постепенно происходит удлинение и усложнение серий исследования.

В случае верного выполнения серии переходим к более сложным ритмам, при допущении больше одной ошибки исследование прекращается.

Если ребёнок не может произнести ритм, то он может воспроизвести его любым доступным для него способом (отхлопать, показать графическое изображение ритма и т.д.).

0 б. — задание не выполнено;

1 б. — при выполнении серий наблюдаются ошибки; 2 б. — верное выполнение серий.

Практическое исследование уровня слухового восприятия детей среднего дошкольного возраста различной степенью тугоухость проводилось по методике педагогического обследования, предложенной Н.Д. Шматко, основанной на оценке реакции ребенка на звучащие игрушки и речевые сигналы разной громкости (от громкой речи до шепотной) [28].

Данное исследование предполагало наличие у ребенка выработанной условной двигательной реакции на звучание игрушек и голоса. Для этой цели детей предварительно обучают выполнять какое-то определенное действие при подаче звука (например поднимать флажок, руку и т.д.). Процедура тестирования должна начинаться с подачи достаточно громких сигналов в условиях, когда ребенок видит источник звука, а также действие, приводящее к возникновению этого звука (удар по барабану, лицо говорящего). После того, как ребенок понял задание и научился его выполнять, оценивается его реакция при предъявлении звуков только на слух.

Критериями понимания ребенком смысла задания являются проявления у него умения ждать сигнал, отмечать факт отсутствия сигнала, четкие реакции на доступные для его восприятия сигналы.

Набор игрушек для исследования уровня слухового восприятия у детей включает: барабан, гармонь, дудку, шарманку. Порядок предъявления звуков: барабан, гармонь, дудка, шарманка, голос разговорной громкости, шепот. При этом определяется расстояние, на котором ребенок ощущает звучания низко- средне- и высокочастотных игрушек и речи в аппарате и без аппаратов.

В ходе педагогического обследования слуха проверяется оба уха: и правое и левое, начиная с хуже слышащего. Обследование проводится в отдельном кабинете, с исключением посторонних звуков. Результаты исследования заносятся в протокол педагогического обследования (Приложение 1).

Полученные в ходе исследования результаты необходимо сравнить с данными, полученными при помощи игровой пороговой аудиометрии и оценить с помощью предложенной схемы оценки состояния слуха (приложение 1). Сопоставление результатов позволяет уточнить состояние слуха ребенка, а также выявить случаи рассогласованности данных.

Далее нами был составлен комплекс диагностических методик [30] с целью более детального исследования особенностей развития состояние слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

В качестве лингвистического материала нами были использованы таблицы слогов, слов. Задания предъявлялись в устной форме.

Название: Исследование фонематического восприятия Автор: Дьякова Н.И.

Цель: Изучение способностей выявлять особенности звуков и их порядок в слове.

Оборудование: раздаточный материал -картинки. Данная методика проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз.

Ход. Диагностика проводится индивидуально в 4 этапа. На первом этапе предоставляется задание «посмотреть на картинки». Далее называется какой- либо звук, и ребенок должен определить, есть ли данный звук в словах обозначающих изображенные предметы на картинках.

На втором этапе экспериментатор называет звук, а ребенок должен указать изображения с данным звуком.

На третьем этапе ребенку предоставляется задание услышать слово с заданным звуком.

На четвертом этапе ребенку предлагается задание подобрать пары картинок, в которых слова имеют различия в каком-либо одном звуке (слова- паронимы).

Инструкции: На первом этапе экспериментатор предлагает ребенку: «посмотри внимательно на эти картинки. (Называет звук). Что ты слышишь? есть ли этот звук на этой картинке?»

На втором этапе экспериментатор называет звук и говорит «А теперь покажи мне картинки где присутствует этот звук».

Третий этап: «Я прочитаю тебе пару предложений. Скажи, какой звук ты здесь услышишь?».

Четвертый этап: «существуют такие слова, они называются паронимы. Это когда они звучат похоже, но отличаются одной буквой, например шар-жар.

А теперь посмотри на эти картинки и выбери те из них, в которых слова имеют такие различия»,

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла — правильно выполнена часть задании, необходим повтор заданий;

2 балла — требуется систематическая помощь, значительная часть заданий не выполняется;

1 балл — задания не выполнено.

Название: Исследование фонематических (фонетических) представлений.

Автор: Дьякова Н.И.

Оборудование: раздаточный материал-картинки.

Цель: диагностика уровня сформированности основных фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Ход. Данная методика так же состоит из 4 этапов.

На первом этапе детям предлагается задание, повторить слоги с оппозиционными звуками. Экспериментатор проговаривает 3 слога, а дети должны безошибочно произнести.

На втором этапе дети получили задание отобрать картинки, названия которых содержали заданный звук или начинались с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] — [з]; [д] — [т].

На третьем этапе проводится подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

На четвертом — необходимоперечислить слова с заданным звуком.

Инструкции: Первый этап: «сейчас я буду повторять слоги, а вы за мной повторяйте». Второй этап: «Я буду называть тебе звук, а ты отбери картинки, на которых он есть». Третий этап: «Подбери слово, которое начинается/содержит в себе звук..». Четвертый этап: «Назови слова со звуком..».

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла — правильно выполнена часть задании, необходим повтор заданий;

2 балла — требуется систематическая помощь, значительная часть заданий не выполняется;

1 балл — задания не выполнено.

Название: Исследование фонематического анализа и синтеза.

Автор: Дьякова Н.И.

Цель: диагностика умение детей выполнять простой и сложный фонематический анализ и фонематический синтез.

Оборудование: раздаточный материал — картинки.

Ход. Данная методика проводится в три этапа. Сначала детям предоставляются задания направленные на выявление умения делать простой фонематический анализ.

Инструкции: : «Слышишь ли звук [ш] в слове Шапка?», «Звук [а] в слове Аня?», «Звук [р] в слове Рыба?».

Следующим этапом диагностической работы является выполнение детьми старшего дошкольного возраста сложного фонематического анализа. В процессе выполнения данного задания детям необходимо определить последовательность звуков в слове, места звука в слове, количества звуков в слове, количества звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно.

Читать еще:  Плюсы и минусы борного спирта при лечении отита

Принцип отбора слов, предлагаемых детям для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [HI], [p], то остальные звуки должны быть простыми.

На третьем этапе дети выполняют задания направленные на выявление фонематического синтеза, т.е. составляли слова из звуков, данных в правильной последовательности и слова из звуков, данных в неправильной последовательности.

На первом и втором этапах (фонематический анализ) были определены следующие критерии оценки:

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2 балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь экспериментатора,

1 балл — задания не выполнено.

На этапе проверки звукового синтеза были определены следующие критерии оценки:

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь экспериментатора — название звука или слога);

2 балла правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь экспериментатора, задание 3 не выполняется;

1 балл — задания не выполнено.

Название: Исследование слоговой структуры слова

Автор: Дьякова Н.И.

Цель: диагностика уровеня сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников.

Оборудование: раздаточный материал-картинки.

Ход. Работа проводилась в с использованием нижеуказанных приемов.

1. Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных (13 серий заданий). Задания представлены в Приложении №1.

2. Повторение (называние многосложных слов со стечением согласных).сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист.

3. Повторение чистоговорок с многосложными словами:. Оцениваются:

— особенности нарушений слоговой структуры слов;

— элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

— парафазии (перестановки при сохранении слова);

— итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

— контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

Инструкции: Комплекс А

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием — называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

Задания на отраженное (при необходимости — замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием — повторение слов за экспериментатором (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.

Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

5 баллов — без ошибок;

4 балла — одна-две ошибки;

3 балла — три-четыре ошибки; 2 балла — пять-шесть ошибок;

1 балл — ошибки почти во всех сериях.

В процессе проведения обследования мы опирались на принципы проведения комплексного исследования.

Наше исследование состояло из четырех методик, в каждой из которых было разное количество заданий. Цель каждой методики определяла, какие именно составляющие фонематического восприятия у детей с нарушениями слуха.

Для оценки каждого задания были разработаны свои критерии оценки. Для разработки методики мы пользовались методическим пособием Н.И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников» и дидактическим пособием Иншаковой О.Б. «Альбом логопеда».

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

? определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, слухового восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

? выявление динамики развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

? оценка эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений слухового восприятия.

Кроме цифровых значений так же мы делали качественный анализ выполнения заданий каждым ребенком.

Диагностика даёт возможность не только оценить динамику слухового восприятия ребёнка с нарушением слуха на каждом году реабилитации, но и показывает сильные и слабые звенья в слуховом развитии дошкольника. После анализа диагностических данных педагог планирует маршрут обучения ребёнка, учитывая его психофизические возможности.

Таким образом, мы осуществили подбор методик для диагностики слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха. Каждая методика отвечает целям и задачам, описанным во введении нашей квалификационной работы.

Диагностика слухового восприятия

В работе приходится находить и систематизировать для обследования методики.Данный документ содержит несколько методик обследования слухового восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика слухового восприятия»

Методики диагностики слухового восприятия

В психологии слуховое восприятие рассматривается как сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку акустической информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. Слуховое восприятие опирается на слуховые образы — эталоны и представления, связанные с результатом переработки прошлых восприятий.

Три уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный. На первой ступени в процессе анализа и синтеза звуковой информации дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе (эталонном), который формируется на втором уровне. Сравнительные операции сенсорного эталона с другими образами происходят на третьем уровне в форме языковых понятий.

«Восприятие речи представляет собой сложную иерархически организованную систему. В общей модели восприятия можно выделить определённые подсистемы, соответствующие фонетико-фонематическому, лексическому, грамматико-семантическому аспекту. Между этими подсистемами имеется тесная связь»

Фонематический компонент слухового восприятия.

Цель: Исследование возможности восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками (слухопроизносительная дифференциация фонем).

Инструкция: Экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, даёт следующую инструкцию: «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй». При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.

Материал исследования :слоговые ряды из двух слогов.

Высокий уровень — 3-4 балла

Средний уровень — 1-2 балла

Низкий уровень — 0 баллов

Методика «Что звучит

Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.

Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик, барабан, молоточек).

Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, погремушку, бубен, называют их и просят повторить. Затем предлагают послушать, как они звучат: играть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком, поиграть погремушкой, бубном. Еще раз назвать игрушки. Потом установить ширму и за ней ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.

Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».

5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;

3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;

0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.

Выводы об уровне развития:

5 баллов- высокий уровень;

3-4 балла- средний уровень;

0-2 балла- низкий уровень.

Методика «Выполни команду»

Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых звуков.

Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предъявляют команды по очереди, последующую- после выполнения предыдущей:

— Поднять руки вверх;

-Опустить в стороны;

— Опустить руки вниз;

Инструкция: «Сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня, слушай внимательно и выполняй мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».

5 баллов- ребенок понимал словесные инструкции взрослого с первого раза, правильно выполнил все услышанные команды;

3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;

0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.

Выводы об уровне развития:

5 баллов- высокий уровень;

3-4 балла- средний уровень;

0-2 балла- низкий уровень.

Методика «Угадай, чей звук»

Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака), молотка, барабана.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки, называют что на них изображено. Ребенку предъявляются на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого прослушанного голоса ребенок называет свой вариант того, что он слышит.

Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный шум.

Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».

5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;

3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;

0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.

Для диагностики особенностей восприятия группы младших школьников с задержкой психического развития была составлена диагностическая программа,включающая в себя следующие методики: «Нелепицы» (Автор С. Забрамная), «Наложенные изображения» (Автор А.Р. Лурия), «Домик» (Автор Н.И. Гуткина), « Незавершенные изображения» (Автор М.М. Семаго), методика исследования слухового восприятия (Автор Л.С. Цветкова). С помощью данных методик можно выявить уровень элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; характер зрительного восприятия и диагностики функции апперцепции, диагностировать слуховое восприятие, наличие слуховых предметных образов, дифференцированного восприятия звуков, определить особенности пространственного восприятия, умение ребёнка ориентироваться по образцу.

Методика констатирующего эксперимента

Рассмотрим диагностические критерии, показатели и инструментарий исследования, а так же ход данных исследовательских диагностик.

Используя методику по А.Н.Корневу [17] мы определим развитие слухо-моторных координаций, т.е проведем изучение акустического гнозиса.

Цель методики: диагностика сукцессивных функций.

Инструкция: «Внимательно послушай, как я постучу, и, после того как я закончу, повтори»

Далее экспериментатор однократно предъявляет серию ударов карандашом по столу, используя длинные и короткие интервалы. Постепенно происходит удлинение и усложнение серий исследования.

В случае верного выполнения серии переходим к более сложным ритмам, при допущении больше одной ошибки исследование прекращается.

Если ребёнок не может произнести ритм, то он может воспроизвести его любым доступным для него способом (отхлопать, показать графическое изображение ритма и т.д.).

0 б. — задание не выполнено;

1 б. — при выполнении серий наблюдаются ошибки; 2 б. — верное выполнение серий.

Практическое исследование уровня слухового восприятия детей среднего дошкольного возраста различной степенью тугоухость проводилось по методике педагогического обследования, предложенной Н.Д. Шматко, основанной на оценке реакции ребенка на звучащие игрушки и речевые сигналы разной громкости (от громкой речи до шепотной) [28].

Данное исследование предполагало наличие у ребенка выработанной условной двигательной реакции на звучание игрушек и голоса. Для этой цели детей предварительно обучают выполнять какое-то определенное действие при подаче звука (например поднимать флажок, руку и т.д.). Процедура тестирования должна начинаться с подачи достаточно громких сигналов в условиях, когда ребенок видит источник звука, а также действие, приводящее к возникновению этого звука (удар по барабану, лицо говорящего). После того, как ребенок понял задание и научился его выполнять, оценивается его реакция при предъявлении звуков только на слух.

Читать еще:  Почему щелкает в ухе при ходьбе причины и лечение

Критериями понимания ребенком смысла задания являются проявления у него умения ждать сигнал, отмечать факт отсутствия сигнала, четкие реакции на доступные для его восприятия сигналы.

Набор игрушек для исследования уровня слухового восприятия у детей включает: барабан, гармонь, дудку, шарманку. Порядок предъявления звуков: барабан, гармонь, дудка, шарманка, голос разговорной громкости, шепот. При этом определяется расстояние, на котором ребенок ощущает звучания низко- средне- и высокочастотных игрушек и речи в аппарате и без аппаратов.

В ходе педагогического обследования слуха проверяется оба уха: и правое и левое, начиная с хуже слышащего. Обследование проводится в отдельном кабинете, с исключением посторонних звуков. Результаты исследования заносятся в протокол педагогического обследования (Приложение 1).

Полученные в ходе исследования результаты необходимо сравнить с данными, полученными при помощи игровой пороговой аудиометрии и оценить с помощью предложенной схемы оценки состояния слуха (приложение 1). Сопоставление результатов позволяет уточнить состояние слуха ребенка, а также выявить случаи рассогласованности данных.

Далее нами был составлен комплекс диагностических методик [30] с целью более детального исследования особенностей развития состояние слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

В качестве лингвистического материала нами были использованы таблицы слогов, слов. Задания предъявлялись в устной форме.

Название: Исследование фонематического восприятия Автор: Дьякова Н.И.

Цель: Изучение способностей выявлять особенности звуков и их порядок в слове.

Оборудование: раздаточный материал -картинки. Данная методика проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз.

Ход. Диагностика проводится индивидуально в 4 этапа. На первом этапе предоставляется задание «посмотреть на картинки». Далее называется какой- либо звук, и ребенок должен определить, есть ли данный звук в словах обозначающих изображенные предметы на картинках.

На втором этапе экспериментатор называет звук, а ребенок должен указать изображения с данным звуком.

На третьем этапе ребенку предоставляется задание услышать слово с заданным звуком.

На четвертом этапе ребенку предлагается задание подобрать пары картинок, в которых слова имеют различия в каком-либо одном звуке (слова- паронимы).

Инструкции: На первом этапе экспериментатор предлагает ребенку: «посмотри внимательно на эти картинки. (Называет звук). Что ты слышишь? есть ли этот звук на этой картинке?»

На втором этапе экспериментатор называет звук и говорит «А теперь покажи мне картинки где присутствует этот звук».

Третий этап: «Я прочитаю тебе пару предложений. Скажи, какой звук ты здесь услышишь?».

Четвертый этап: «существуют такие слова, они называются паронимы. Это когда они звучат похоже, но отличаются одной буквой, например шар-жар.

А теперь посмотри на эти картинки и выбери те из них, в которых слова имеют такие различия»,

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла — правильно выполнена часть задании, необходим повтор заданий;

2 балла — требуется систематическая помощь, значительная часть заданий не выполняется;

1 балл — задания не выполнено.

Название: Исследование фонематических (фонетических) представлений.

Автор: Дьякова Н.И.

Оборудование: раздаточный материал-картинки.

Цель: диагностика уровня сформированности основных фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Ход. Данная методика так же состоит из 4 этапов.

На первом этапе детям предлагается задание, повторить слоги с оппозиционными звуками. Экспериментатор проговаривает 3 слога, а дети должны безошибочно произнести.

На втором этапе дети получили задание отобрать картинки, названия которых содержали заданный звук или начинались с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] — [з]; [д] — [т].

На третьем этапе проводится подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

На четвертом — необходимоперечислить слова с заданным звуком.

Инструкции: Первый этап: «сейчас я буду повторять слоги, а вы за мной повторяйте». Второй этап: «Я буду называть тебе звук, а ты отбери картинки, на которых он есть». Третий этап: «Подбери слово, которое начинается/содержит в себе звук..». Четвертый этап: «Назови слова со звуком..».

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла — правильно выполнена часть задании, необходим повтор заданий;

2 балла — требуется систематическая помощь, значительная часть заданий не выполняется;

1 балл — задания не выполнено.

Название: Исследование фонематического анализа и синтеза.

Автор: Дьякова Н.И.

Цель: диагностика умение детей выполнять простой и сложный фонематический анализ и фонематический синтез.

Оборудование: раздаточный материал — картинки.

Ход. Данная методика проводится в три этапа. Сначала детям предоставляются задания направленные на выявление умения делать простой фонематический анализ.

Инструкции: : «Слышишь ли звук [ш] в слове Шапка?», «Звук [а] в слове Аня?», «Звук [р] в слове Рыба?».

Следующим этапом диагностической работы является выполнение детьми старшего дошкольного возраста сложного фонематического анализа. В процессе выполнения данного задания детям необходимо определить последовательность звуков в слове, места звука в слове, количества звуков в слове, количества звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно.

Принцип отбора слов, предлагаемых детям для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [HI], [p], то остальные звуки должны быть простыми.

На третьем этапе дети выполняют задания направленные на выявление фонематического синтеза, т.е. составляли слова из звуков, данных в правильной последовательности и слова из звуков, данных в неправильной последовательности.

На первом и втором этапах (фонематический анализ) были определены следующие критерии оценки:

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2 балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь экспериментатора,

1 балл — задания не выполнено.

На этапе проверки звукового синтеза были определены следующие критерии оценки:

5 баллов — верное выполнение всех заданий;

4 балла — единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются;

3 балла правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь экспериментатора — название звука или слога);

2 балла правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь экспериментатора, задание 3 не выполняется;

1 балл — задания не выполнено.

Название: Исследование слоговой структуры слова

Автор: Дьякова Н.И.

Цель: диагностика уровеня сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников.

Оборудование: раздаточный материал-картинки.

Ход. Работа проводилась в с использованием нижеуказанных приемов.

1. Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных (13 серий заданий). Задания представлены в Приложении №1.

2. Повторение (называние многосложных слов со стечением согласных).сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист.

3. Повторение чистоговорок с многосложными словами:. Оцениваются:

— особенности нарушений слоговой структуры слов;

— элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

— парафазии (перестановки при сохранении слова);

— итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

— контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

Инструкции: Комплекс А

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием — называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

Задания на отраженное (при необходимости — замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием — повторение слов за экспериментатором (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.

Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

5 баллов — без ошибок;

4 балла — одна-две ошибки;

3 балла — три-четыре ошибки; 2 балла — пять-шесть ошибок;

1 балл — ошибки почти во всех сериях.

В процессе проведения обследования мы опирались на принципы проведения комплексного исследования.

Наше исследование состояло из четырех методик, в каждой из которых было разное количество заданий. Цель каждой методики определяла, какие именно составляющие фонематического восприятия у детей с нарушениями слуха.

Для оценки каждого задания были разработаны свои критерии оценки. Для разработки методики мы пользовались методическим пособием Н.И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников» и дидактическим пособием Иншаковой О.Б. «Альбом логопеда».

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

? определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, слухового восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

? выявление динамики развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

? оценка эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений слухового восприятия.

Кроме цифровых значений так же мы делали качественный анализ выполнения заданий каждым ребенком.

Диагностика даёт возможность не только оценить динамику слухового восприятия ребёнка с нарушением слуха на каждом году реабилитации, но и показывает сильные и слабые звенья в слуховом развитии дошкольника. После анализа диагностических данных педагог планирует маршрут обучения ребёнка, учитывая его психофизические возможности.

Таким образом, мы осуществили подбор методик для диагностики слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха. Каждая методика отвечает целям и задачам, описанным во введении нашей квалификационной работы.

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Психолог Одинцова Анна Николаевна

Психолог-консультант, психотерапевт Запекина Валерия

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Детский психолог Кислова Варвара Андреевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Детский психолог Рубанова Кристина

Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

Переработка слуховой информации

16. Воспроизведение и оценка ритмов. Проба на ритмы состоит из 3 частей: воспроизведение ритмов по слуховому образцу, выпол­нение ритмов по речевой инструкции, оценка ритмов. Наличие 3 час­тей обусловлено тем, что самое естественное (и потому экологически валидное) задание на воспроизведение ритмов является комплексным. Оно предполагает и слуховое восприятие, и выполнение серийных движений, т.е. одинаково активного участия функций и II, и III бло­ков. Чтобы проинтерпретировать результаты этого задания, необхо­димы отдельные задания по слуховому восприятию и выполнению серийных движений. Задания, которые требуют участия слухового восприятия, представлены в этом разделе, задание на выполнение ритмов по речевому образцу было дано в разделе на серийную орга­низацию.

Читать еще:  Нарушения голоса органические и функциональные симптомы диагностика и коррекция

1. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу.

Это задание состоит из восьми ритмических структур, часть из которых неакцентированные, а другие — акцентированные. Психолог предъявляет каждую ритмическую структуру в соответствии с образ­цом, а ребенок выполняет ритмы, повторяя каждую структуру не ме­нее 5 раз. Психолог стучит счетной палочкой, его движения не долж­ны быть размашистыми. При предъявлении ритмов для исключения опоры на зрительный образ движения психолог загораживает свою руку другой рукой.

Инструкция: «Сейчас мы будем стучать, я покажу, а ты продол­жи так же, как я».

Образец: 1) II II II; 2) III III III; 3) III III III (быстро); 4) IIIIII (быстро); 5) II ***; 6) I **; 7) ** I; 8) *** II.

5-8 серии (как и первые) предъявляются неоднократно (2-3 раза). Удары следуют без пауз и без резкого контраста между более гром­кими (I) и более тихими (*) ударами.

При проведении повторных исследований учащимся 3-4 классов предъявляют серии: 9) *** III, 10) * III **, а первые две серии не предлагают.

  1. Выполнение ритмов по речевой инструкции (см. выше).
  2. Оценка ритмических структур.

Задание предполагает опознание 4-х образцов.

Инструкция. «Сейчас ты стучал по 2 раза, по 3 раза, а теперь я буду стучать, а ты постарайся определить, по сколько раз я стучу, по 2 или по 3 или иначе [т.е. по сколько ударов в каждой пачке между паузами]». После опознания первой ритмической структуры ребенка следует похва­лить: «Ты прав. Молодец! Я действительно стучу по 2». При пересчете ударов (ответ: «По 6») инструкцию необходимо повторить еще раз.

Образец: 1) IIIIII; 2) III III III; 3) IIIIII (быстро); 4) III III III (быстро).

17. Понимание близких no звучанию слов (показ по слову- наименованию). Это адаптация для детей задания из «Методики оценки речи при афазии» (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981). Проба направлена на исследование фонематического слуха и слухоречевой памяти ребенка.

Материалом являются 10 картинок, изображающих предметы, названия которых близки по звучанию: точка — дочка, почка — боч­ка, трава — дрова, коса — коза, миска — мишка.

Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют 2 листа с 10 картинками и спрашивают: «Ты узнал, что изображено на картинках? Назови». Картинку с предметом, который может быть назван двояко (миска, тазик), психолог называет сам: «Миска». Для правильного опознания и называния картинок «почка» и «дочка» психолог подска­зывает: 1) «Весной на деревьях набухают… (почки)»; 2) «Девочка иг­рает с куклой. Она — мама, а кукла — ее… (дочка)». Это позволяет сделать экспресс-анализ номинативной функции речи. После этого идет основная проба на показ картинок по слову-наименованию.

Инструкция: «Я тебе буду называть предметы на картинках, а ты — их показывать. Слушай внимательно. Смотри на меня». (По­следняя инструкция дается с тем, чтобы ребенок не мог находить нужные картинки во время предъявления слов). Если ребенок смотрит на листы, то при предъявлении слов их закрывают. Слова предъявля­ются четко и без пауз. Если ребенок начинает проговаривать слова, ему предлагают продолжить задание молча [прикусив кончик языка].

Если ребенок в ответе меняет порядок слов, то ему дается допол­нительная инструкция: «Показывай в том же порядке, в каком я тебе называю».

Задания для детей 4-5 лет:

3) трава, бочка, коза.

Задания для детей 6 лет и старше:

4) точка, мишка, коса;

5) трава, дочка, миска, бочка;

6) коза, дрова, почка, мишка;

7) точка, миска, бочка, трава, коза;

8) мишка, коса, дочка, дрова, почка;

9) коза, дочка, трава, бочка, коса, мишка;

10) дрова, почка, миска, точка, трава, коза.

Детям 4-5 лет после заданий 1-3 предъявляют более сложные про­бы до тех пор, пока они не сделают ошибки в трех заданиях подряд.

Детям 6 лет и старше предъявляют задания 4-10 до тех пор, пока они не сделают ошибки в трех заданиях подряд. Если в задании 4 ребе­нок делает ошибки, ему предлагают задание 3, а потом при правильном ответе — задание 5 и следующие до трех ошибок подряд. Если в зада­нии 3 ребенок ошибается, то далее предлагаются задания 2 и 1.

Развитие слухового восприятия в дошкольном возрасте

Слушая различные звуки, мелодии и человеческую речь, вряд ли кто-либо задумывается, какой сложный процесс позволяет нам воспринимать и понимать все звучащее в окружающем мире. Способность воспринимать на слух и различать особенности звуков заложена в здоровом организме ребенка от природы, но развивается постепенно. Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста функционирует уже многогранно. Однако в большой степени характеризуется низкой организованностью.

Слуховое восприятие как канал получения сенсорной информации

Восприятие ребенка с первых месяцев его жизни становится главным инструментом познания действительности. Слуховые, зрительные и тактильные рецепторы обеспечивают передачу на первых порах самой доступной детскому мозгу информации, которая по крупицам собирается и постепенно формирует картину окружающего мира.

Ведущую роль в овладении перцептивными действиями играет зрительное восприятие, поскольку зрение наиболее полно позволяет обследовать предметы и явления и выявить их внешние свойства. Но слуховой канал, как и тактильный, выполняет свои незаменимые функции и дает возможность познавать другие сенсорные качества объектов, которые не доступны зрительным рецепторам.

Развитие слухового восприятия у дошкольников определяется тем, как они продвигаются в практической деятельности и осваивают конкретные действия. Ребенок не всегда обратит внимание на звук упавшего предмета где-то в стороне, но заметит, какой звон раздается, когда падает погремушка или посуда. Ни один малыш не будет молча катать машинку. Он изобразит многообразный рокот машины, от буксующей до мчащейся на скорости.

Благодаря слуховому каналу в процесс познания предмета или явления добавляются такие единицы восприятия, которые позволяют открыть звуковые стороны объекта. Это значит, что ребенок открывает новое в уже знакомых объектах, а знания об окружающем мире обогащаются и структурируются.

Особенности формирования слухового восприятия

Если рассматривать слуховое восприятие как биологическую функцию психики, обеспечивающую прием и передачу информации при помощи органов слуха, то этот вид восприятия начинает развиваться с первых дней жизни. Но в данном случае нас больше интересует слуховое восприятие как познавательный процесс, и как продвигается ребенок в освоении мира с помощью слуха.

Самой природой детям поставлена задача научиться слушать и слышать обычные звуки, человеческую речь, звуки музыки.

Первые годы своей жизни ребенок учится слышать, то есть, приобретает слуховой опыт. Он накапливает сенсорные эталоны.

Еще не понимая, что ему говорят, малыш сосредоточенно прислушивается и улавливает тональные оттенки речи. Ребенок реагирует на музыку, замечает ее ритмичность. Вслушиваясь в интонацию и мелодичность обращенной к нему речи, малыш начинает лепетать в ответ, и это заслуга слухового восприятия.

На втором году жизни активно развиваются способы воспроизведения звука. Причем, дети пытаются воспроизвести как слова, так и окружающие звуки. Не зря первыми в «словарь» ребенка попадают междометия из мира животных: «ав», «мяу», «му-у».

Особо важным достижением является то, что детское ухо начинает улавливать смыслоразличительные единицы родного языка — фонемы. К концу второго года жизни у детей завершает формироваться фонематических слух. То есть, при правильном развитии ребенок уже различает все звуки родного языка.

Научившись слышать звук, а именно воспринимать звучание слуховыми анализаторами и соотносить или встраивать в свой эталонный ряд, ребенок приучается слушать. Он сосредотачивается на заинтересовавших его звуках, реагирует на интонации, прислушивается. Чувствительность к восприятию звучащей информации необходима ребенку для речевой активности. Также это важное условие для развития музыкальных способностей.

Развитие фонематического слуха

Отдельной и особенно сложной функцией слухового восприятия является фонематический слух. Слушая речь, ребенок автоматически выделяет такие параметры звуков, как тихий-громкий, высокий-низкий, мягкий-грубый, мелодичный-отрывистый…

На втором году жизни дети научаются отличать все речевые звуки, а в период от 2-х до 4-лет происходит постепенное уточнение звукового состава родного языка.

Нормой является овладение фонематической структурой слова и ритмико-мелодическим произношением фраз к 5-6 годам.

Развитие речи в большой степени зависит от развития фонематического слуха. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет то, как они разговаривают со своим малышом. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, и четко проговаривать слова.

Ведь у ребенка еще только формируется решетка фонем родного языка. И формируется фонематическая система на основе тех звуков, которые слышит ребенок. Если взрослые не следят за своей речью, то детское ухо воспринимает искаженное звучание как эталон, что затрудняет формирование фонематического слуха и звуковой культуры.

Игры на развитие слухового восприятия

Игры на слуховое восприятие для дошкольников оказывают помощь и в развитии слухового внимания, и в формировании правильного произношения. Названные процессы должны максимально сформироваться в дошкольном детстве, иначе в более позднем возрасте придется не столько развивать, сколько корректировать рассеянное внимание и речевые нарушения. Поэтому так важно научить ребенка хорошо слушать и слышать.

Развитию слухового восприятия способствуют такие популярные игры, как «Испорченный телефон» или «Глухой телефон». Разумеется, дети дошкольного возраста проговаривают на ушко не текст, а одно-два предложения. Несколько раз переданная фраза от одного игрока к другому по цепочке неизменно искажается. Только в данной игре следует нацеливать ребятишек на то, чтобы они старались донести содержание фразы конечному игроку как можно полнее. Детям такая игра нравится, и они могут переключиться на шутливую сторону искажения информации.

Для развития слухового восприятия у дошкольников полезно выполнять специальные упражнения в игровой форме.

  1. Подготовить несколько подручных материалов: положить в стеклянную банку шарик, в пенал – несколько болтов или гвоздиков, в спичечный коробок – семечки и т.п. Разглядывая и слушая вместе с ребенком, обсудить, что и как звучит в подобных самодельных конструкциях. После чего ребенок отворачивается и на слух пытается определить, какой «набор» звучит в конкретном случае. Можно потряхивать с разной интенсивностью, что меняет силу и характер звука.
  2. Предложить детям закрыть глаза и сосредоточиться на звуках, которые доносятся из окружающей среды. Желательно, чтобы упражнение выполняли одновременно 2-3 человека. В этом случае подключается эффект соревновательности. Дети по очереди называют, какой звук они выделили из множества воспринимаемых. Если первыми ребенок улавливает голоса, звуки машин, бытовые шумы, то уже через несколько минут слуховое восприятие обостряется, и детское ухо начинает различать тиканье часов, чириканье птиц под окном и пр.
  3. Рассказать сказку, предусматривающую много ролей, где каждый персонаж говорит ярко выраженным тембром («Три медведя», «Теремок»). Предложить дошкольникам определить, голос какого персонажа звучит, характерно проговаривая отстраненную фразу. Например: «Лето заканчивается, и скоро наступит осень».
  4. Подготовить красный и зеленый кружочки, а также несколько карточек, на которых написаны буквы, для игры на восприятие речевых звуков. Задача ребенка заключается в том, чтобы слушать слово, которое произносит ведущий, и определять, есть ли в этом слове звук, изображенный на карточке в руке ведущего. Если звук присутствует в слове, нужно поднять зеленый кружок, если нет – красный.

Слуховое восприятие является фундаментальной стороной развития человека. Благодаря этому виду восприятия человек владеет речью, лучше ориентируется в пространстве, воспринимает музыку и звуковое богатство окружающего мира. Своевременное развитие слухового восприятия поможет ребенку лучше понимать происходящее и полноценно адаптироваться к жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector