1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение слуха у детей

Нарушение слуха у детей

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Актуальность проблемы потери слуха у детей

Согласно данным ВОЗ, почти 32 миллиона детей по всему миру имеют проблемы со слухом, приводящие к инвалидности. То есть пять детей из тысячи рождаются глухими или теряют слух после рождения.

60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер. Это объясняет большой интерес общественного здравоохранения к проблеме профилактики заболеваний органа слуха у детей.

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху. Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания. Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».
  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.
  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.
  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума. Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха. FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития, адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Обучение детей с нарушением слуха

В современном мире почти каждый населенный пункт имеет специализированный класс или целую школу для детей с проблемами слуха. Если какое-то время ребенок посещал обычный класс, то переход от стандартного обучения к специализированному должен быть мягким и не травматичным для развивающейся психики.

Дети с нарушением слуха — образование и реабилитация

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.

Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Характеристика детей с нарушением слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.

Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Читать еще:  Почему щелкает в ухе основные причины и лечение

Образование детей с нарушением слуха

Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Особенности детей с нарушением слуха

Ольга Шестакова (Тарасова)
Особенности детей с нарушением слуха

Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.

Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют

3 степени снижения слуха и глухоту.

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи

1 26-40 6 — 3м 2м – у уха

2 41-55 3м – у уха нет – у уха

3 56-70 Громкая речь у уха нет

4 71-90 Крик у уха нет

глухота более 90 0 нет

1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.

2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.

3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.

Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.

В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе — а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме – все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе – музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.

Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.

Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.

Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:

1 — своевременной диагностикой нарушения слуха;

2 — адекватным медикоментозным лечением;

3 — проведением уже в раннем детстве коррекционной работы с пребыванием в среде говорящих детей;

4 — качественным слухопротезированием;

5 — длительностью коррекционного педагогического воздействия не менее 2 лет;

6 — активностью участия родителей в образовании и воспитании ребенка.

1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.

2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.

3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.

4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.

6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.

8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.

Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий. Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций. Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода. Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга. Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки. Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов. Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

СтепеньГромкостьХарактеристика
ПерваяСнижение слуха не превышает 50 дБРечевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
ВтораяПотеря слуха от 50 до 70 дБКоммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
ТретьяПотеря слуха более 70 дБПроисходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Читать еще:  Почему щелкает в ухе при ходьбе причины и лечение

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

СтепеньВосприятие громкости
ПерваяСнижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая40-55 дБ
Третья55-70 дБ
Четвертая70-90 дБ
ГлухотаБолее 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения. Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи. Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи. У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать. Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

КатегорияХарактеристика
ГлухиеСамостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
СлабослышащиеРебенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е. у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи). Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу. Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е. имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.). В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха. Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Что делать если ребенок плохо слышит или особенности детей с нарушением слуха

Важной функцией организма человека выступает слух, так как с самого рождения он играет важную роль в жизни человека. Слуховая способность – основа развития ребенка. Нарушение слуха классифицирует по уровню его отсутствия, и от степени выраженности зависит способ решения проблемы. Выделяют тугоухость (встречается редко у детей, характеризуется полным отсутствием слуха) и глухоту, которые ребенок приобретает либо со временем, либо наследственно, либо при рождении. При первых признаках такого дефекта у малыша, родителям необходимо принять срочные меры, так как от восприятия звуков зависит дальнейшее становление интеллекта и умение разговаривать.

Причины

Для того чтобы определить метод лечения патологии, необходимо определить причину ее формирования. Существует множество причин нарушения слуха у детей, рассмотрим наиболее распространенные:

  • Если женщина в период беременности переболела инфекционным заболеванием, например грипп, корь или краснуха.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Если беременная женщина регулярно употребляла препараты, с антибактериальным эффектом или которые не рекомендовалось употреблять будущим мамам.
  • Если при рождении малыш получил травму.
  • Постоянное попадание влаги в слуховой проход, из-за чего может начаться воспалительный процесс.
  • По причине того, что роды начались преждевременно.
  • В ушке у малыша образовалась серная пробка или присутствует инородный предмет.
  • Осложнение после тяжелых инфекционных заболеваний.
  • Если малыш болеет ринитом или у него увеличены аденоиды.
  • Пребывание в местах с громкими звуками, постоянное использование наушников, прослушивание с помощью них громкой музыки.

Частым случаем является то, что малыш плохо слышать после перенесения отита. Такой дефект является временным. Если у ребенка отит, и он плохо слышит, не пугайтесь, данное явление – временно и проходит с полным выздоровлением. Если ребенок стал плохо слышать после простуды, то это говорит о том, что она привела к осложнениям, как правило, к ранее рассмотренному отиту. Такие последствия говорят о неправильном или некачественном лечении и требуют немедленной консультации с врачом.

Частым и опасным явлением выступает потеря слуха из-за аденоидов. При воспалении носоглоточных миндалин меняется давление в ушной полости, что и провоцирует развитие дефекта. Детей с нарушением слуха обязательно необходимо повести на осмотр к врачу для выявления причины патологии и определения способа ее устранения.

Особенности детей с нарушением слуха

Нарушение слуха у детей с первых дней жизни сложно сразу определить. Родителям нужно сразу обращать внимание на то, как малыш реагирует на громкие звуки или обращение мамы к нему.

Существует несколько ключевых моментов, которые указывают на то, что у ребенка присутствует отклонение:

  1. До года ребенок еще не попытался издать звук или произнести слово;
  2. Малыш не воспринимает обращение к нему;
  3. Пассивно реагирует на резкие громкие звуки;
  4. Малыш не обращает внимания на источник, что воспроизводит звук.

Если в период беременности женщина переболела тяжелым инфекционным заболеванием или кто-то из родственников имел тугоухость, то малыша необходимо обследовать, чтобы исключить риск неприятных последствий, так как от этого зависит дальнейшее развитие речи у детей и их умственное развитие.

Если ребенку более трех лет, обратите внимание на то, как часто он переспрашивает или как реагирует на обращение к нему обычной интонацией. Кроме того, при развитии данной патологии малыши жалуются на шум в ушах.

В школе детям с частичной слуховой недостаточностью тяжело учиться в школе (информация воспринимает с трудом). Поэтому не оставляйте незамеченным успеваемость малыша и уровень его утомляемости. Стоит отметить, что при рассматриваемом дефекте обостряется восприятие других факторов, например, восприятие освещенности или колебание воздуха.

Существует два вида нарушения слуха у детей – глухота и тугоухость. Под первым видом понимается частичная потеря слуха, а под вторым – полная. По классификации стойких нарушений слуха у детей, опираясь на критерий Неймана, нарушения делятся на три степени.

Первая – снижение слышимости до 50 дБ, вторая – до 70 дБ, третья – свыше 70 дБ. Первая степень выражается в том, что малыш не слышит на расстоянии более двух метров, но вблизи речь воспринимает нормально.

Вторая степень характерна тем, что ребенок не слышит на расстоянии более метра, а третья – тем, что звуки и разговор малыш слышит не разборчиво. Кроме того, существует классификация детей с нарушением слуха. К первой группе относятся малыши, которые воспринимают частоты до 250 Гц, ко второй – до 500Гц, к третьей – до 1000 Гц, к четвертой – до 2000 Гц.

Диагностика

При первых симптомах патологии, малыша необходимо повести на консультацию к отоларингологу. Первым делом специалист проведет осмотр малыша и задаст необходимые вопросы родителям. Далее, как правило, ребенка направляют на следующие обследования:

  • Обследование звукопроизношения детей;
  • Определяется острота слуха с помощью аудиометрического исследования;
  • Стимулируется слуховой нерв с помощью оттоакустиечской эмиссии, чтобы проверить его реакцию;
  • Проверяется подвижность барабанной перепонки и функции среднего уха с помощью тимпанометрии.

Кроме того, существуют дополнительные обследования, например, МРТ, КТ или рентгенологическое исследование височных костей.

Лечение

Чаще всего у детей встречается кондуктивная тугоухость, которая развивается параллельно с ОРЗ, продолжительным насморком или отитом. Кроме того, малыш может постоянно переспрашивать из-за сернистого образования в его ухе или присутствие постороннего предмета в слуховом проходе. В таком случае устранение причины патологии – решение проблемы со слухом.

В более тяжелых случаях, например, негативные изменения барабанной перепонки, требуется длительная реабилитация детей с нарушением слуха, так как такая патологии требует качественного и правильного лечения.

Если потеря слуха – врожденный дефект, то единственным выходом является применение слухового аппарата. Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью данного метода может проводиться с первых дней жизни, поэтому важно вовремя выявить дефект. Чем раньше малыш начнет носить слуховой аппарат, тем более эффектной будет коррекция слуха. Рекомендовано применение с четырех месяцев, так как после девяти месяцев эффект будет хуже. Не бойтесь показывать малыша врачу, при наличии патологии требуется своевременное обращение в центр слухопротезирования. Чем раньше Вы поможете малыше, тем меньше риск, что у малыша будут проблемы в развитии. Стоит отметить, что свыше 80% случаев тугоухость развивается у детей в первые два года жизни (в период, когда малыш еще не начал говорить).

Читать еще:  Можно ли лечить отит народными средствами

Слуховой аппарат подбирается индивидуально, поэтому важно провести качественное диагностическое исследование, которое поможет определить степень нарушения слышимости и ее тип. На основе аудиограммы проводится подбор и настраивание слухового аппарата. Обратите внимание, что от грамотности специалиста и серьезности подхода к выбору аппарата зависит развитие Вашего малыша. Популярность набрали аппараты «Трансаир – 07» и «Аудитон», они имеют лучшую эффективность и огромное количество положительных результатов в корректировке слуха у детей.

Профилактика

Рекомендовано начать применение профилактических действий еще до рождения малыша. Будущей маме нужно серьезно следить за своим состоянием здоровья, ограничить себя от времяпровождения в местах, где много людей, так как таким образом она подвергает себя риску заболеть.

Если Вы заметили, что у малыша проблемы со слухом, сразу же проконсультируйтесь с высококвалифицированным специалистом, ни в коем случае не прибегайте к самолечению, так как действия без присмотра врача могут только усугубить ситуацию. Не давайте ребенку медикаментозные средства без консультации отоларинголога, так как многие препараты наоборот могут только усилить развитие тугоухости.

Если у малыша наблюдается воспалительный процесс или инфекционное заболевание, важно вовремя начать лечение, так как потеря слуха часто выступает в роли осложнения в такой ситуации. Не до конца вылеченное заболевание – фактор, который влияет на формирование дефекта. Как видите, регулярная консультация с высококвалифицированным специалистом – ключевой момент в устранении риска того, что Ваш малыш будет страдать от нарушения слуха. Поэтому изначально подберите надежную клинику и компетентного врача.

Осложнения

Игнорирование появления каких-либо признаков нарушения слуха может привести к ускоренному развитию тугоухости или хроническому отиту. Первые симптомы изначально можно устранить, а при прогрессировании дефекта устранить его гораздо тяжелее, это может привести или к хирургическому вмешательству или полной потери слуха. Кроме того, в дальнейшем у ребенка начнутся проблемы в формировании речи, способности читать и в развитии других особенностей. Такая патология приведет к неуспеваемости в школе и отставании ребенка от своих сверстников в развитии.

Значит, на сегодняшний день существует множество методов своевременной диагностики дефекта с первых дней жизни малыша. Сейчас нарушение слуха – не приговор, такую патологию можно либо устранить полностью, либо с помощью специального аппарата повысить качество жизни ребенка.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в О слухе

Где брать силы

Красивая и правильная речь ребенка – это результат регулярных занятий и упорного труда. Причем потрудиться нужно не только детям, но и их родителям.

Привезти на занятия, поиграть вместе с ребенком, покормить или поддержать – на все требуются силы.

А может все-таки самому? Еще раз о настройке слуховых аппаратов

Настройка слухового аппарата – дело тонкое. Чтобы добиться желаемого звучания, нужно учесть много деталей. На какие моменты нужно обратить внимание и можно ли заняться настройкой самостоятельно? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. Читать далее →

Почему у слышащих родителей может родиться глухой ребенок

Этим вопросом задается каждая семья, в которой появляется ребенок со сниженным слухом. Как же так? Почему у нас, ведь мы все хорошо слышим?
Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, нужно вникнуть в теорию.
Читать далее →

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector