1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Необходимость замены звена слухового анализатора

Функции слухового анализатора, его возрастные особенности и гигиена.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Функции слухового анализатора, его возрастные особенности и гигиена.

Слуховая сенсорная система – второй по значению дистантный анализатор человека, играет важную роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи. Функция слухового анализатора: превращение энергии звуковых волн в энергию нервного возбуждения и слуховое ощущение. Как любой анализатор, слуховой анализатор состоит из периферического, проводникового и коркового отделов.

ЗВУК ЭТО КОЛЕБАНИЯ МОЛЕКУЛ УПРУГОЙ СРЕДЫ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕСЯ В НЕЙ В ВИДЕ ПРОДОЛЬНОЙ ВОЛНЫ ДАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬ – 340 м/с ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ – АМПЛИТУДА ИЗМЕНЕНИЯ ПЛОТНОСТИ «УПАКОВКИ» КОЛЕБЛЮЩИХСЯ МОЛЕКУЛ

Периферический отдел Включает в себя: наружное ухо (звукоулавливающий аппарат); среднее ухо (звукопроводящий аппарат); внутреннее ухо (звуковоспринимающий аппарат). Превращает энергию звуковых волн в энергию нервного возбуждения – рецепторный потенциал (РП). Составляющие этого отдела объединяются в понятие орган слуха.

Функции отделов органа слуха Наружное ухо: звукоулавливающая (ушная раковина) и направляющая звуковую волну в наружный слуховой проход; проведение звуковой волны через слуховой проход к барабанной перепонке; механическая защита и защита от температурных воздействий окружающей среды всех остальных отделов органа слуха. Среднее ухо (звукопроводящий отдел) – это барабанная полость с 3-мя слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко.

Среднее ухо усиливает звук примерно в 60-70 раз, а если учитывать усиливающий эффект наружного уха, то эта величина возрастает в 180-200 раз.

Внутреннее ухо: представлено улиткой – спирально закрученным костным каналом (2,5 завитка у человека). Этот канал разделен по всей его длине на три узкие части (лестницы) двумя мембранами: основной мембраной и вестибулярной мембраной (Рейснера).

Внутреннее ухо: На основной мембране расположен спиральный орган – кортиев орган – это собственно звуковоспринимающий аппарат с рецепторными клетками – это и есть периферический отдел слухового анализатора. Геликотрема (отверстие) соединяет верхний и нижний канал на вершине улитки. Средний канал является обособленным. Над кортиевым органом расположена текториальная мембрана, один конец которой закреплен, а другой остается свободным. Волоски наружных и внутренних волосковых клеток кортиевого органа соприкасаются с текториальной мембраной, что сопровождается их возбуждением, т.е. энергия звуковых колебаний трансформируется в энергию процесса возбуждения.

Строение кортиевого органа

ПРОВОДНИКОВЫЙ ОТДЕЛ Представлен в височной доле коры больших полушарий – верхняя височная извилина, поперечные височные извилины Гешля. С этой проекционной зоны коры связаны корковые гностические слуховые зоны – зона сенсорной речи Вернике и праксическая зона – моторный центр речи Брока (нижняя лобная извилина). Содружественная деятельность трех зон коры обеспечивает развитие и функцию речи. КОРКОВЫЙ ОТДЕЛ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА Проводниковый отдел слухового анализатора представлен слуховым нервом. Он образован аксонами нейронов спирального ганглия (1-й нейрон проводящего пути). Дендриты этих нейронов иннервируют волосковые клетки кортиевого органа (афферентное звено), аксоны образуют волокна слухового нерва. Волокна слухового нерва заканчиваются на нейронах ядер кохлеарного тела (VIII пара ч.м.н.) (второй нейрон). После частичного перекреста, волокна слухового пути идут в медиальные коленчатые тела таламуса, где опять происходит переключение (третий нейрон). Отсюда возбуждение поступает в кору (височная доля, верхняя височная извилина, поперечные извилины Гешля) – это проекционная слуховая зона коры.

Возрастные особенности слухового анализатора. 3 неделя внутриутробного развития — зачаток перепончатого лабиринта. 4 неделя- слуховая ямка, слуховой пузырек6 неделя — дифференцовка 3 месяц — перепончатый лабиринт, начинает формироваться кортиев орган, сенсорные клетки. 5 месяц – слуховая капсула, барабанная полость, ушная раковина. У новорожденного ушная раковина уплощена, хрящ мягкий, кожа тонкая, наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2 лет и после 10 лет. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий (15 мм.), круто изогнут, имеет сужение. У ребенка 1 года — 20 мм., у 5-летнего –22мм. Барабанная перепонка у новорожденного относительно велика. Высота – 9, ширина 8 мм. Наклон -35-40 градусов.

Наружный слуховой проход. Наружный слуховой проход у маленьких детей короче и уже, чем у детей старшего возраста и взрослых. У новорожденного он имеет вид узкой щели и может быть заполнен первородной смазкой. По мере роста наружный слуховой проход ребенка из щелевидного становится овальным с более стойким просветом и отличается от взрослого только размерами. Его длина у новорожденного около 15 мм, у ребенка 1 – года 20 мм, у ребенка 5 лет – 22 мм. У 10-12 летних детей его длина и форма близких к их величинам у взрослого.

Барабанная перепонка Барабанная перепонка у взрослого имеет овальную форму, а у детей – круглую. У новорожденного она наклонена по отношению к оси наружного слухового прохода на 20-30 градусов, этот угол с возрастом увеличивается на 40-45 градусов. У новорожденного размеры барабанной перепонки те же, что и у взрослого, но толщина ее больше. У новорожденного ее высота 9 мм, ширина 8 мм. Постепенно плотная неоформленная соединительная ткань в центре барабанной перепонки замещается коллагеново – волокнистой тканью.

Барабанная полость(среднее ухо) Барабанная полость у детей первых лет жизни не отличается по абсолютным размерам от полости у старших детей и взрослых, однако в строении некоторых элементов барабанной полости ребенка имеются возрастные отличия. Барабанная полость имеет форму неправильной пирамиды объемом от 0, 75 до 2 мм³. Передний отдел ее лежит латеральнее, чем у взрослых. К моменту рождения полость среднего уха плода заполнена зародышевой соединительной тканью. С первым вздохом воздух проходит в барабанную полость через слуховую трубу. Происходит распад зародышевой ткани и превращение ее в зрелую соединительную ткань.

Барабанная полость ограничена шестью стенками. У детей первого года жизни в верхней стенке имеется незакрытая щель, толщина стенки очень незначительна – 1-1, 15 мм. Нижняя стенка (дно) барабанной полости у детей тоже очень тонкая от 0,7 до 2 мм. Она отделяет полость от луковицы внутренней яремной вены, на которую при гнойном воспалении среднего уха может распространиться инфекция, и привести к сепсису. Передняя стенка барабанной полости у новорожденных и детей первого года жизни постепенно и незаметно переходит в нижнюю и внутреннюю. Верхняя часть ее занята устьем евстахиевой трубы. Задняя стенка (самая длинная 12-15 мм) имеет широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру – антрум. Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют из-за слабого развития сосцевидного отростка. Наружная стенка в большей степени состоит из барабанной перепонки. В строении внутренней стенки барабанной полости у детей и взрослых существенных отличий нет. У детей в первые дни жизни слуховые косточки почти тех же размеров , что и у взрослых.

Евстахиева труба Евстахиева (слуховая) труба новорожденного и грудного ребенка (17-22 мм) значительно короче, чем у детей старшего возраста (около 35 мм), без кривизны и изгибов, а просвет значительно шире. Длина слуховой трубы у ребенка 1 – го года жизни равна 20 мм, а 2-х лет 30, 5 лет – 35, у взрослого – 35-38 мм. Глоточное устье у маленьких детей расположено на высоте нижнего края носовых полостей. Далее с ростом лицевого скелета и опусканием твердого неба глоточное устье евстахиевой трубы поднимается до уровня нижней носовой раковины, при этом глоточное отверстие в раннем детском возрасте постоянно зияет, чего не бывает у детей 5-6 лет. Просвет слуховой трубы суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2 мм в 2 года и до 1-2 мм у 6 –летнего ребенка. Именно поэтому у детей до 3 лет на фоне респираторных инфекций часто возникают воспаления среднего уха. Барабанное устье у младенцев находится в верхней части передней стенки барабанной полости и постепенно с возрастом перемещается в нижнепередний отдел.

Внутреннее ухо Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к размерам взрослого. Костные стенки полукружных каналов тонкие. Постепенно утолщаются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости. В постнатальном онтогенезе продолжаются миелинизация аксонов многих нейронов и синаптогинез специализированные функциональные контакты между клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов) центральных слуховых путей и центров Важным этапом в росте поверхности коры височной области является возраст 2 года, когда височная область приближается по величине височной области мозга взрослого (к 2-3 годам наблюдается значительный скачок в развитии речи у ребенка). К 7 годам височная область к величине почти достигает размеров взрослого (93-96%); 7 лет – важный этап развития сложной аналитоко – синтетической деятельности мозга. Таким образом, развитие слуховой системы не заканчивается с рождением ребенка, а окончательное формирование ее элементов охватывает длительный период жизни.

Гигиена слуха ребенка Ушные раковины и, в целом, все части строения уха выполняют очень важные функции в организме. Гигиена уха занимает минимум времени и усилий. Проводить гигиенические мероприятия можно не каждый день, так как слишком частое или неаккуратное очищение ушной раковины может стать причиной неприятных последствий. Если слишком часто удалять серные отложения в ухе, то это может привести к тому, что железы начнут работать в усиленном режиме, вырабатывая еще больше серы. Кроме того, нередко при прочищении ушного прохода от серы человек, напротив, заталкивает ее еще глубже, что провоцирует развитию серных пробок, удалить которые может только отоларинголог.

Гигиена ушей включает в себя элементарные манипуляции: ушные раковины необходимо тщательно мыть теплой водой с мылом. Если во время водных процедур вода попала в ухо, ее надо убрать оттуда, промокнув ватной палочкой. Глубину, на которую можно погружать ватную палочку в ухо, чтобы не нанести повреждений барабанной перепонке, каждый человек должен ощущать самостоятельно. Следует обратить особое внимание на то, чтобы во время данных процедур рядом с ребенком и взрослым, не находился кто-либо, способный нечаянно толкнуть или совершить другое резкое действие. Именно в таких ситуациях часто случаются повреждения барабанной перепонки в процессе проведения гигиенических мероприятий. Существует также и другой уход, который лучше назвать заботой. В настоящее время наиболее распространена картина, когда дети слушают музыку в наушниках. Подобная практика ведет к невритам, и статистика показывает, что в последнее время к врачам обращаются с этой проблемой в разы чаще. Следует также обратить внимание на состояние здоровья органов слуха во время зимних морозов, так как переохлаждение головы может, в числе прочего, привести к развитию воспалений органов слуха. Еще одна сторона гигиены ушей – прокалывание с целью украшения серьгами. Данная процедура, казалось бы, опасности не представляет. Тем не менее, следует знать, что на ушной раковине расположено огромное количество точек, которые связаны с разными внутренними органами и системами организма. Поэтому проводить даже эту простую процедуру необходимо у специалиста.

Читать еще:  Особенности лечения среднего уха

Слуховой анализатор

Воспринимающей частью слухового анализатора является ухо, проводящей — слуховой нерв, центральной — слуховая зона коры головного мозга. Орган слуха состоит их трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Ухо включает не только собственно орган слуха, с помощью которого воспринимаются слуховые ощущения, но и орган равновесия, благодаря чему тело удерживается в определенном положении.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Раковина образована хрящом, покрытым с обеих сторон кожей. С помощью раковины человек улавливает направление звука. Мышцы, приводящие в движение ушную раковину, у человека рудиментарны. Наружный слуховой проход имеет вид трубки длиной 30 мм, выстланной кожей, в которой имеются особые железы, выделяющие ушную серу. В глубине слуховой проход затянут тонкой барабанной перепонкой овальной формы. Со стороны среднего уха, в середине барабанной перепонки, укреплена рукоятка молоточка. Перепонка упруга, при ударе звуковых волн она без искажения повторяет эти колебания.

Среднее ухо представлено барабанной полостью, которая с помощью слуховой (евстахиевой) трубы сообщается с носоглоткой; от наружного уха оно отграничено барабанной перепонкой. Составные части этого отдела — молоточек, наковальня и стремечко. Своей рукояткой молоточек срастается с барабанной перепонкой, наковальня же сочленена и с молоточком, и со стремечком, которое прикрывает овальное отверстие, ведущее во внутреннее ухо. В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального окна находится еще круглое окно, затянутое перепонкой.
Строение органа слуха:
1 — ушная раковина, 2 — наружный слуховой проход,
3 — барабанная перепонка, 4 — полость среднего уха, 5 — слуховая трубка, 6 — улитка, 7 — полукружные каналы, 8 — наковальня, 9 -молоточек, 10 — стремечко

Внутреннее ухо, или лабиринт, расположено в толще височной кости и имеет двойные стенки: лабиринт перепончатый как бы вставлен в костный, повторяя его форму. Щелевидное пространство между ними заполнено прозрачной жидкостью — перилимфой, полость перепончатого лабиринта — эндолимфой. Лабиринт представлен преддверием, кпереди от него находится улитка, кзади — полукружные каналы. Улитка сообщается с полостью среднего уха через круглое окно, затянутое перепонкой, а преддверие — через овальное окно.

Органом слуха является улитка, остальные его части составляют органы равновесия. Улитка — спирально закрученный канал в 2 3/4 оборота, разделенный тонкой перепончатой перегородкой. Эта перепонка спирально завита и называется основной. Она состоит из фиброзной ткани, включающей около 24 тыс. особых волокон (слуховые струны) разной длины и расположенных поперек вдоль всего хода улитки: самые длинные — у ее вершины, у основания — наиболее укороченные. Над этими волокнами нависают слуховые волосковые клетки — рецепторы. Это периферический конец слухового анализатора, или кортиев орган. Волоски рецепторных клеток обращены в полость улитки — эндолимфу, а от самих клеток берет начало слуховой нерв.

Восприятие звуковых раздражений. Звуковые волны, проходя через наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки и передаются слуховым косточкам, а с них — на перепонку овального окна, ведущего в преддверие улитки. Возникшее колебание приводит в движение перилимфу и эндолимфу внутреннего уха и воспринимается волокнами основной перепонки, несущей на себе клетки кортиева органа. Высокие звуки с большой частотой колебаний воспринимаются короткими волокнами, расположенными у основания улитки, и передаются волоскам клеток кортиева органа. При этом возбуждаются не все клетки, а только те, которые находятся на волокнах определенной длины. Следовательно, первичный анализ звуковых сигналов начинается уже в кортиевом органе, с которого возбуждение по волокнам слухового нерва передается в слуховой центр коры головного мозга в височной доле, где происходит их качественная оценка.

Вестибулярный аппарат. В определении положения тела в пространстве, его перемещении и скорости движения большую роль играет вестибулярный аппарат. Он расположен во внутреннем ухе и состоит из преддверия и трех полукружных каналов, размещенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Полукружные каналы наполнены эндолимфой. В эндолимфе преддверия находятся два мешочка — круглый и овальный со специальными известковыми камешками — статолитами, прилежащими к волосковым рецепторным клеткам мешочков.

При обычном положении тела статолиты своим давлением раздражают волоски нижних клеток, при изменении положения тела статолиты также перемещаются и своим давлением раздражают другие клетки; полученные импульсы передаются в кору больших полушарий. В ответ на раздражение вестибулярных рецепторов, связанных с мозжечком и двигательной зоной больших полушарий, рефлекторно изменяются тонус мышц и положение тела в пространстве.От овального мешочка отходят три полукружных канала, имеющих вначале расширения — ампулы, в которых находятся волосковые клетки — рецепторы. Так как каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, то эндолимфа в них при изменениях положения тела раздражает те или иные рецепторы, и возбуждение передается в соответствующие отделы мозга. Организм рефлекторно отвечает необходимым изменением положения тела.

Гигиена слуха. В наружном слуховом проходе скопляется ушная сера, на ней задерживается пыль и микроорганизмы, поэтому необходимо регулярно мыть уши теплой мыльной водой; ни в коем случае нельзя удалять серу твердыми предметами. Переутомление нервной системы и перенапряжение слуха могут вызвать резкие звуки и шумы. Особенно вредно действует продолжительный шум, при этом наступает тугоухость и даже глухота. Сильный шум снижает производительность труда до 40-60%. Для борьбы с шумами в производственных условиях применяют облицовку стен и потолков специальными материалами, поглощающими звук, индивидуальные противошумные наушники. Моторы и станки устанавливают на фундаменты, которые глушат шум от сотрясения механизмов.

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Среди сенсорных систем организма различают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы, а также соматосенсорную систему, рецепторы которой расположены в коже и воспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль; в соматосенсорную систему также поступают импульсы от проприорецепторов, воспринимающих движения в суставах и мышцах. Импульсы от интерорецепторов, расположенных во внутренних органах, поступают в висцеральную сенсорную систему, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

2.1. Функциональное созревание сенсорных систем.

Различные анализаторские системы начинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3 месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого. Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9 — 10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируются на 3 — 4 месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.

Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание анализаторских систем определяется развитием всех звеньев анализатора. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже других рецепторных образований формируется периферическая часть зрительного анализатора — сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к первому полугодию. Наиболее поздно завершают свое развитие области проекции в коре слухового и зрительного анализаторов. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте.

Помимо корковых отделов анализаторов в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны — ассоциативные отделы, участвующие в опознании стимулов, их классификации, выработке эталонов. Эти структуры созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет специфику процессов восприятия в школьном возрасте. Реакции на сложные структурированные зрительные стимулы становятся идентичными таковым взрослого к 11 — 12 годам.

Зрительный анализатор.

Сложность зрительных сигналов, поступающих из внешнего мира, необходимость активного их восприятия обусловила формирование периферического органа зрения — глаза.

Строение глаза

Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет около 24 мм, у новорожденного — около 16 мм. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет первые пять лет жизни, менее интенсивно — до 9 — 12 лет. Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее с возрастом почти не меняется. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается.

Величина зрачка изменяется, отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света. Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6 — 8 лет зрачки широкие в следствие преобладания тонуса симпатических нервов. В 8 -10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет. К 12 — 13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие же, как у взрослого.

Возрастные особенности световой чувствительности и цветового зрения.

Световая чувствительность значительно увеличивается в возрасте от 4 до 20 лет. С возрастом изменяется критическая частота световых мельканий — наименьшее число перерывов света в 1 сек, при которой наступает слияние мельканий: у детей 7 — 8 лет она составляет 25, у 9-10-летних — 30, в 12-14 лет — 40-41 кол/сек.

Грудные дети различают разные степени яркости цветов. В 3-летнем возрасте ребенок различает как абсолютную величину, так и соотношение яркости цветов. По мере созревания центральной нервной системы возрастает различительная цветовая чувствительность, резкое повышение которой отмечено в 10 — 12 лет. Различение цветов по цветовому тону продолжается увеличиваться до 30 лет.

2.3. Слуховой анализатор.

Слуховое восприятие — основа членораздельной речи.

Восприятие слухов отмечается даже у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Дифференцирование качественно различных звуков возможно уже на 2 — 3 месяце жизни. В период от 3 до 6 — 7 месяцев различительная чувствительность слухового анализатора существенно возрастает. Наибольшая острота слуха свойственна подросткам и юношам. У детей по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена больше чем на тон.

Основные принципы строения слухового анализатора

Строение слухового анализатора — тема нашей статьи. Как взаимосвязаны его строение и функции? Какое значение имеет слух для человека? Давайте разберемся вместе.

Что такое сенсорные системы

Каждую секунду наш организм воспринимает информацию из окружающей среды и соответствующим образом реагирует на нее. Это возможно благодаря сенсорным, или анализаторным системам. Строение слухового анализатора аналогично другим подобным структурам.

Читать еще:  О строении уха

Всего в организме человека различают пять сенсорных систем. Кроме слуховой к ним относятся зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая. Ученые утверждают, что человек обладает еще и шестым чувством. Речь идет об интуиции — умении предвидеть события. Но структура, которая отвечает за формирование этого чувства, пока неизвестна.

Принцип работы анализаторов

Если описать строение слухового анализатора кратко, то можно назвать три его отдела. Они называются периферический, проводниковый и центральный. Такой план строения имеют все сенсорные системы.

Периферический отдел представлен рецепторами. Это чувствительные образования, которые воспринимают различные виды раздражений и преобразуют их в импульсы. Нервные волокна, которые представляют проводниковый отдел, передают информацию головной мозг. Здесь происходит ее анализ и формирование ответной реакции на раздражение.

Строение и функции слухового анализатора: кратко

Как происходит восприятие звуковых колебаний? Строение слухового анализатора подобно всем остальным. Его периферический отдел представлен ухом. Проводниковый — это слуховой нерв. По нему нервные импульсы продвигаются к центральной части. Это слуховая зона коры конечного мозга.

Способность к адаптации

Общим свойством для всех сенсорных систем является их способность приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности силы действия раздражителя. Это свойство еще называют адаптацией. И строение слухового анализатора человека — не исключение.

В чем же заключается суть процесса адаптации? Дело в том, что чувствительность слуховых рецепторов может регулироваться в зависимости от степени воздействия раздражителя. Если сигнал сильный, уровень восприятия снижается, и наоборот. К примеру, вспомните, как мы постепенно начинаем различать тихие звуки через определенное время.

Для организма человека адаптация имеет защитное значение. Также она повышает функциональные возможности анализаторов путем длительных повторений. Так происходит тренировка слуха у профессиональных музыкантов. Люди, которые продолжительное время работают в условиях интенсивного шума или живут рядом с железной дорогой, через определенный период перестают его замечать. Это также проявление адаптации.

Как и все сенсорные системы, слуховая компенсируется функционированием остальных. Ярким примером этого является величайший композитор Людвиг Бетховен. Он был признанным мастером уже в молодом возрасте, а к тридцати годам его глухота начала быстро прогрессировать. Но даже когда Бетховен полностью лишился слуха, он продолжал сочинять музыкальные шедевры. Он помещал в рот небольшую деревянную палочку и прижимал ее к музыкальному инструменту. Таким образом осязательная сенсорная система компенсировала слуховой анализатор. А отсутствие зрения частично заменяется развитым слухом и обонянием.

Значение слуха

Возможно ли жить глухим? Естественно, людей с нарушениями слуха огромное количество. Несмотря на то, что больше всего информации человек воспринимает с помощью зрения, восприятие звуков также имеет большое значение.

Основные принципы строения слухового анализатора делают его работу непрерывной. Мы слышим даже во время сна. Слух позволяет воспринимать информацию на расстоянии, передавать опыт в поколениях, является средством общения.

Что такое звуковое давление

Все ли звуки мы способны воспринимать? Далеко нет. В процессе эволюции сенсорные системы приспособились к анализу информации только определенного диапазона. Это является защитой мозга от перегрузок.

Звуки формируются из колебаний воздуха. Строение слухового анализатора обеспечивает их превращение в нервные импульсы, которые анализируются в головном мозге. Амплитуту таких колебаний называют звуковым давлением. Ее единицей измерения является децибел. При обычном разговоре эта величина равна 60 дБ.

Частоту звуковых колебаний измеряют в герцах. Мы воспринимаем очень узкий диапазон — от 16 до 20 кГц. Другие колебания мы не способны слышать. Если частота колебаний ниже 16 Гц, они называются инфразвуком. В природе его используют для общения киты и слоны.

Ультразвук возникает при частоте колебаний более 20 кГц. Летучие мыши используют его для ориентации в ночное время суток. Они издают звуки, которые отражаются от предметов. Такой способ называется эхолокацией.

Орган слуха

Слуховой анализатор, строение и функции которого мы рассматриваем в нашей статье, состоит из трех отделов. Периферический представлен ухом. А правильнее сказать, органом слуха. Далее следует проводниковый отдел. Это слуховой нерв. Он передает информацию в центральный отдел, представленный слуховой зоной коры конечного мозга.

Внешнее ухо

В чем заключаются особенности анатомического строения периферического отдела слухового анализатора? Прежде всего в том, что он также состоит из трех частей. Это внешнее, среднее и внутреннее ухо.

Элементами первой части яляются ушная раковина и внешний слуховой проход. Они улавливают и направляют звуковые колебания к внутренним отделам. Ушная раковина образована эластичной хрящевой тканью, которая формирует характерные завитки.

Внешний слуховой проход имеет длину около 2,5 см, заканчиваясь барабанной перепонкой. Его кожа богата видоизмененными потовыми железами. Они выделяют особое вещество — ушную серу. Вместе с волосками она задерживает пыль и микроорганизмы.

Слуховые косточки

Строение органа слуха и слухового анализатора продолжает среднее ухо. Звуковые колебания передаются на барабанную перепонку, вызывая ее вибрацию. Чем выше звук, тем колебания интенсивнее.

Место нахождения среднего уха — височная кость черепа. Его границами являются две перепонки — барабанная и овального окна. Здесь колебания передаются на слуховые косточки. Они имеют характерную форму, которая определяет их названия: молоточек, стремя и наковальня. Слуховые косточки анатомически соединены между собой. Молоточек узкой частью крепится к наковальне. Последняя подвижно соединена со стременем. Колебания барабанной перепонки через слуховые косточки поступают к перепонке овального окна.

В этом отделе среднее ухо анатомически соединяется с носоглоткой при помощи евстахиевой, или слуховой трубы. Такое строение позволяет проникать сюда воздуху из окружающей среды. Поэтому давление на барабанную перепонку одинаково с обеих сторон.

Внутреннее ухо

Уже много сказано о строении и функциях слухового анализатора, а о самих рецепторах — ни слова. Это не ошибка. Их содержит внутреннее ухо. Его месторасположением является височная кость. Это сложная система извитых канальцев и полостей. Они заполнены специальной жидкостью.

От овального окна строение слухового анализатора продолжает канал, состоящий из 2,5 оборотов. Это улитка, в которой находятся слуховые рецепторы, или волосковые клетки. В улитке различают основную и покровную мембраны. Первая образована из поперечных волокон, имеющих разную длину. Их очень много — до 24 тысяч. Покровная мембрана нависает над волосковыми клетками. В результате образуется звуковоспринимающий аппарат, который называется кортиев орган. Он состоит из мембран и слуховых рецепторов.

Механизм действия

Когда перепонка овального окна начинает колебаться, это раздражение передается жидкости улитки. В результате возникает явление резонанса. Начинаются колебания волокон разной длины и слуховых рецепторов.

Этот процесс имеет свои закономерности. Сильный звук вызывает большой размах колебательных движений волокон. При высоком тоне звука начинают резонировать короткие волокна.

Далее механическая энергия колебательных движений превращается в электрическую. Так возникают нервные импульсы. Их дальнейшее передвижение происходит уже с помощью нейронов и их отростков. Они поступают в слуховую зону коры конечного мозга, который находится в височной доле.

Анализ звука — также важная функция слухового анализатора. Головной мозг определяет силу звука, его характер, высоту, направление в пространстве. Воспринимается также интонация слов. В результате формируется звуковой образ.

Даже с закрытыми глазами мы можем определить, из какого направления слышен сигнал. Благодаря чему это возможно? Если звук поступает в оба уха, мы воспринимает звук посредине. А точнее — спереди и сзади. Если же в одно ухо звук попадает раньше, чем в другое, то звук воспринимается справа или слева.

Приходилось ли вам замечать, что один и тот же звук люди воспринимают по-разному? Для одного телевизор работает слишком тихо, другой же ничего не слышит. Оказывается, каждый человек имеет свой порог слуховой чувствительности. От чего зависит данный показатель? Он определяется не только строением, функциями и возрастными особенностями слухового анализатора. Наиболее острым восприятием звуков обладают люди в возрасте от 15 до 20 лет. Далее острота слуха постепенно понижается.

Существует также такое понятие, как порог слышимости. Это самая маленькая сила звука, при которой он начинает восприниматься. Данный показатель также определяется индивидуальными особенностями.

Процесс формирования слухового анализатора

Когда человек начинает воспринимать звуки? Сразу после рождения. Ответной реакцией на звуки в этот период является проявление условных рефлексов. Это продолжается около двух месяцев. Теперь организм уже реагирует условнорефлекторно. К примеру, мамин голос становится знаком о кормлении.

На третьем месяце малыш уже различает тон, тембр, высоту и направления звуков. К году, как правило, ребенок уже понимает смысловую окраску слов.

Гигиена слуха

Строение слухового анализатора хотя и совершенно от природы, но требует постоянного внимания. Самые элементарные правила гигиены позволят вам надолго сохранить возможность восприятия звуков.

Самая простая причина ухудшения звука — накопление серы в наружном слуховом проходе. Если не удалять это вещество, могут образоваться так называемые пробки. Чтобы предупредить это, серу нужно периодически удалять.

Серьезно нужно отнестись и к последствиям вирусных заболеваний. Самый элементарный ринит, ангина или грипп могут привести к воспалению в среднем ухе. Такое заболевание называется отит. В среднее ухо опасные микроорганизмы проникают из носоглотки через слуховую трубу.

Нарушение слуха может быть вызвано и чисто механическими причинами. Одна из них — повреждение барабанной перепонки. Оно может быть вызвано и действием острого предмета, и чрезмерно громким звуком. К примеру, взрывом. Если вы ожидаете , что это может произойти, необходимо открыть рот. Такое действие делает одинаковым давление по обе стороны от барабанной перепонки.

Но вернемся к ежедневной жизни. Мы не задумываемся, что систематическое использование наушников, постоянный бытовой и транспортный шум постепенно снижают эластичность барабанной перепоки. В результате острота слуха значительно падает. А ведь процесс этот является необратимым. Только представьте, что пневматическая дрель работает с интенсивностью звука до 100 децибел, а дискотека — 110!

Итак, слуховая сенсорная система человека состоит из трех отделов, таких как:

  • Периферический. Представлен органом слуха: внешним, средним и внутренним ухом. Завитки ушной раковины направляют колебания воздуха в наружный слуховой проход, оттуда — на специализированные косточки (молоточек, стемя и наковальню), перепонку овального окна и улитку. В последней структуре находятся волосковые клетки. Это слуховые рецепторы, которые преобразуют механические колебания в нервные импульсы.
  • Проводниковый. Это слуховой нерв, по которому передаются импульсы.
  • Центральный. Находится в коре большого мозга. Здесь информация анализируется, благодаря чему формируются звуковые ощущения.

Физиология уха

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор представляет собой единую целостную систему от его периферического участка до центрального конца в коре головного мозга. Каждый участок анализатора выполняет определенную функцию, расстройство которой ведет к нарушениям слуха. В зависимости от локализации патологического процесса в том или ином участке нарушение слуха имеет различный характер. Таким образом, слуховой анализатор воспринимает и дифференцирует доставляемые к нему звуковые раздражения, синтезирует и связывает их с различной деятельностью организма.

Читать еще:  Прибор для чистки ушей польза или вред

Периферическая часть слухового анализатора выполняет две различные функции:

  • • звукопроведение, доставку звуков к рецептору;
  • • звуковосприятие, являющееся реакцией нервной ткани на адекватное раздражение.

Звукопроводящая функция основана на способности элементов уха передавать физические колебания. Звуковоспринимающая функция состоит в превращении физической энергии звуковых колебаний в возбуждение периферического рецептора — кортиева органа, передающееся затем в кору мозга (рис. 53).

Соответственно этим функциям различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат.

Звукопроведение. В проведении звуковых колебаний принимают участие ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки, мембрана круглого окна, перилимфа, основная и рейснерова мембрана.

Роль ушной раковины в проведении звуков незначительна. Распространение звуковых волн через наружный слуховой проход затрудняется только при его заращении или полной закупорке серной пробкой.

Рис. 53. Слуховой анализатор, воздушный и костный путь проведения звуков

Барабанная перепонка передает звуковые колебания через цепь слуховых косточек в овальное окно.

Звуковое колебание представляет собой двойное колебание с двумя фазами: фазой повышения и фазой понижения давления, или фазой сгущения и фазой разрежения. В фазе сгущения давления барабанная перепонка вместе с рукояткой молоточка движется кнутри. Через длинный отросток наковальни это движение передается стремени. При этом стремя вдавливается в овальное окно и сообщает толчок жидкости лабиринта перилим- фе. Перемещение жидкости возникает в преддверии и распространяется по лестнице преддверия через helicotrema на барабанную лестницу. В результате перемещения перилимфы происходят колебания основной и рейснеровой мембран, составляющих стенки перепончатой улитки. Мембрана круглого окна при каждом движении пластинки стремени внутрь выпячивается в сторону барабанной полости. В фазе разрежения давления движение происходит в обратном порядке. Передача звуковых колебаний к внутреннему уху через наружный слуховой проход, барабанную перепонку, слуховые косточки представляет собой воздушную проводимость.

Звук может доставляться к внутреннему уху и по-другому, минуя этот путь. Звуковые колебания из воздуха попадают на кости черепа, распространяются по ним до внутреннего уха. Такая передача звука называется костной проводимостью.

Сообщение с наружным воздухом через слуховую трубу и поступление воздуха через трубу при акте глотания обеспечивают нормальную функцию барабанной полости. Превышение наружного давления над давлением в барабанной полости вызывает втяжение барабанной перепонки внутрь, излишнее ее напряжение и в связи с этим ослабление ее экскурсий и цепи слуховых косточек.

Звуковосприятие. Колебания основания стремени сопровождаются перемещениями перилимфы от овального окна к круглому. Движение жидкости в улитке вызывает колебания основной мембраны и расположенного на ней кортиева органа. При перемещении кортиева органа слуховые волоски соприкасаются с нижней поверхностью покровной мембраны. Это соприкосновение является началом звукового восприятия. До этого момента в ухе происходят те же физические колебания, что и в воздухе. В момент соприкосновения слуховых волосков с покровной перепонкой физическая энергия колебаний трансформируется в нервный процесс.

Улитка выполняет роль микрофона, трансформирующего звуковые колебания в электрические. Генерация электрических токов происходит в волосковых клетках кортиева органа в результате действия звуковой волны. Передача раздражения от волосковых клеток кортиева органа к мозговому концу слухового анализатора осуществляется с помощью импульсов, возникающих в волокнах слухового нерва, ядрах и слуховых путях.

Область слухового восприятия. Человеческое ухо воспринимает звуки различной высоты, т.е. различной частоты колебаний. Звуки, не достигающие частоты 16 Гц, так называемые инфразвуки, ухом не воспринимаются. Также не воспринимаются звуки, превосходящие 20 000 Гц, — ультразвуки. Область звукового восприятия человека ограничена звуками между 16 Гц — нижней границей и 20 000 Гц — верхней границей.

Резонансная теория Гельмгольца. В пределах области слухового восприятия ухо различает звуки по высоте, силе и тембру. Способность нашего уха различать звук по высоте, согласно теории Гельмгольца, объясняется существованием во внутреннем ухе специального аппарата — резонатора, которым является основная мембрана. Благодаря различной длине отдельных волокон основной мембраны и неодинаковому их натяжению каждое волокно, как струна, имеет свой отдельный тон и приходит в колебание или резонирует на соответствующий ему тон. По теории Гельмгольца, на высокие звуки резонируют короткие и натянутые волокна основной мембраны нижнего завитка улитки, на низкие — длинные и расслабленные волокна основной перепонки в верхнем завитке, на средние — волокна в среднем завитке. Пространственное распределение восприятия в улитке таково: высокие звуки воспринимаются в нижнем завитке, средние — в среднем, низкие — в верхнем.

Высший анализ и синтез звуковых раздражений осуществляются в ядре слухового анализатора, который находится в коре височных долей больших полушарий.

Чувствительность органа слуха к звукам различной высоты. Минимальная энергия звуковых колебаний, способная вызвать ощущение слышимого звука, называется порогом слухового ощущения. Порог слухового ощущения определяет чувствительность уха: чем он выше, тем ниже чувствительность, и наоборот. Чувствительность уха к звукам различной высоты неодинакова: она максимальна по отношению к звукам от 1000 до 3000 Гц и минимальна к звукам низким — до 50 Гц и очень высоким — выше 5000. Разница между чувствительностью очень велика: при изменении частоты звука от 50 до 2000 Гц чувствительность увеличивается в один миллион раз.

Увеличение силы звука усиливает слуховое ощущение, но это имеет место до известного предела силы, после чего появляется ощущение давления и боли. Минимальная энергия звукового колебания, вызывающая ощущение давления, называется порогом ощущения давления. Расстояние между обоими порогами максимально для звуков от 500 до 5000 Гц и минимально для низких и очень высоких звуков. Все воспринимаемые нашим ухом (по высоте и силе) звуки составляют область слухового восприятия. Наша речь по высоте и силе звуков занимает только небольшую часть этой области, называемую областью речи.

Ототопика. Способность человека и животных определять расположение источника звука и ориентироваться в пространстве по звукам обусловлена наличием двух ушей, т.е. бинауральным слухом. Источник звука при одинаковом слухе на оба уха определяется довольно точно. Это определение возможно благодаря тому, что к одному уху, расположенному ближе к источнику, звук приходит раньше, чем к другому, или вследствие разности в интенсивности восприятия звука каждым ухом в отдельности (более интенсивное — ухом, расположенным ближе к источнику).

Строение и функции слухового анализатора.

Анализаторы слуха. Орган равновесия.

1.Благодаяря деятельности, каких органов мы получаем информацию об окружающей среде? Перечислите.

2.Что такое анализатор? Приведите синоним этому понятию.

3.Какие этапы (три) обеспечивает анализатор для обеспечения нам того или иного ощущения?

4.Перечислите звенья (отделы) анализатора (три).

5.Кто из учёных создал учение об анализаторах? Его высказывание: «Анализаторы – это такие аппараты, которые разлагают внешний мир на элементы и затем трансформируют раздражение в ощущение».

Слуховой анализатор в онтогенезе человека.

-На 12-й неделе внутриутробного развития образуется кортиев орган (воспринимающая часть органа слуха)

-на 20-й неделе формируется слуховой нерв.

Тератогенные(уродоформирующие) факторы: вирусные заболевания, антибиотики, алкоголь, наркотики, табакокурение, плохая экология, стрессы и др. могут привести к недоразвитости слухового анализатора (глухоте).

Строение и функции слухового анализатора.

Орган слуха

наружное ухо среднее ухо внутреннее ухо

1.хрящевой ушной раковины 2. наружного слухового прохода 2,5 см

-Ушная раковина у человека неподвижна (ушные мышцы — рудименты).

Звуковая волна улавливается раковиной и проводится слуховым проходом.

-Кожа слухового прохода с волосками и выделяет ушную серу- жир с пигментом (защита от инфекций).

Среднее ухо отделено от наружного барабанной перепонкой(БП).

-Среднее ухо похожа на плоский барабан, внутри него полость.

-БП колеблется от звуковой волны.

В барабанной полости среднего уха находятся контактирующие между собой слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко(самые маленькие кости нашего организма — 0,5 г).

-Функция слуховых косточек: увеличение в 30–40 силы звуковых волн при передаче колебания от барабанной перепонки к овальному окну.

-В барабанной полости начинается слуховая труба (евстахиева труба), которая открывается в глотку. Функция евстахиевой трубы уравновешивать давление на барабанную перепонку снаружи и изнутри.

— В самолёте при повышении наружного давления и неприятных ощущениях рекомендуется открыть рот или сосать леденец, так как отверстие трубы в глотке находится в закрытом состоянии, и воздух проходит в барабанную полость во время глотания и зевания.

-У маленьких детей евстахиева труба короткая и, как правило, при болезни горла, будут болеть и ушки.

От среднего уха внутреннее ухо отделяет перепончатое овальное окно.

Внутреннее ухо-это костный лабиринт в височной кости , внутри которого есть перепончатый лабиринт, как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму.

Между костным и перепончатым лабиринтами имеется жидкость – перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта – эндолимфа.

Внутреннее ухо из: 1.улитки 2.преддверия 3.трёх полукружных каналов

Улитка относится к органу слуха, а полукружные каналы и преддверие являются органом равновесия.

Улитка представляет собой тонкий конус длиной 3,5 см, закрученный спирально на 2,5 оборота.

Внутри улитки располагается звуковоспринимающий аппарат — кортиев орган, состоящий из 24 тыс. тонких волоконец. Волоконца омываются эндолимфой и через неё передают колебания в рецепторы.

Функция кортиева органа заключается в преобразовании колебаний перилимфы и эндолимфы в нервный импульс (бэи).

Нервные окончания слухового нерва в улитке —первое звенослухового анализатора.

Второе звено слухового анализатора: Преддверно-улитковый нерв (устаревшее название — слуховой нерв) делится на два корешка , слуховой корешок передаёт бэи в слуховую зону коры полушарий ГМ.

Третье звено слухового анализатора:Височная зона коры полушарий ГМ.

Где и осуществляется окончательный анализ звуков (его частоты, тембра, смысла, громкости и т.д.)

Орган равновесия (Вестибулярный аппарат).

-преддверие — место перехода улитки к полукружным каналам

-три кольцевые трубки, расположенные в трёх перпендикулярных плоскостях

Внутри этих структур — жидкость эндолимфа На внутренней мембране — чувствительные волоски

В стенках полукружных каналов — рецепторы нервные окончания предверно-улиткового нерва и известковые кристаллики

-При смене положения головы кристаллики и эндолимфа давят в определённом направлении на чувствительные волоски, они передают раздражение рецепторам, где оно превращается в бэи.

-Бэи идёт в мозжечок, средний мозг и в кору полушарий ГМ. Там происходит оценка положения тела в пространстве. А ответный импульс идёт к скелетным мышцам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector