4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение реакции на слуховой раздражитель

Диагностика определения уровня слуховых ориентировочных реакций у детей I-го года жизни

Матвейчук Юлия
Диагностика определения уровня слуховых ориентировочных реакций у детей I-го года жизни

музыкальный руководитель, ГКУ ЦССВ «Юнона»

Большое значение в общем развитии ребенка отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности.

Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.

В недалёком прошлом, из-за отсутствия точной диагностики слуха у детей, довольно часто глухие дети, которые не могли правильно сформировать свою речь, производили впечатление отстающих в умственном развитии. Были случаи, когда здоровый ребенок, но с нарушениями слуха причислялся к умственно отсталым и направлялся в специализированные учреждения. На сегодняшний день новейшие технологии позволяют поставить точный диагноз.

Хорошо известно, что первые годы жизни ребёнка имеют огромное значение для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Это обуславливает важность раннего выявления нарушений слуха. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей I-го года жизни ведёт к развитию глухонемоты, и как следствие – к инвалидности. По статистике, в России детей до 16-ти лет с нарушениями слуха более 600 тысяч и цифра эта занижена, так как много детей не обследованы и не учтены в силу различных причин. Проблема эта сейчас очень актуальна.

Российским научным центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России была создана единая система раннего выявления нарушений слуха у детей. В настоящее время эта система широко внедряется в регионах Российской Федерации. Было создано несколько методик раннего выявления нарушений слуха, как медицинских, так и педагогических. Одна из них была разработана в Институте коррекционной педагогики РАО. Методика раннего выявления нарушений слуха у детей должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать высокий процент обнаружения выраженных нарушений слуха; выявлять детей с незначительной потерей слуха; быть дешёвой; быть применяемой в различных условиях исследования и учитывать состояние ребёнка.

Поскольку в нашем Центре в основном с патологией, нужно учитывать возможное наличие у каждого ребёнка факторов риска по тугоухости и глухоте. К этим факторам относятся: инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз); Асфиксия новорожденного; внутричерепная родовая травма; гемолитическая болезнь новорожденных; масса тела при рождении менее 1500 г. ; недоношенность; применение препаратов с ототоксическим действием матерью во время беременности или самим ребёнком (стрептомицин, мономицин, гентамицин, фуросемид, аспирин, хинин и др.); наследственные заболевания у родителей; патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного; проведение интенсивной терапии ребёнку после рождения, искусственная вентиляция лёгких, длящаяся 5 дней и дольше.

При возникновении первых подозрений на нарушение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работу, и прежде всего педагогическое обследование. Эта необходимость вызвана двумя причинами. Во-первых, ребёнок, имеющий нарушения слуха, всегда чем-либо отличается в поведении от своих сверстников. Во-вторых, особое значение имеет раннее начало коррекционной работы с младенцами, имеющими нарушения слуха.

Состояние слуха детей I-го года жизни основывается и оценивается на регистрации безусловных ориентировочных реакций на звук. Они проявляются в:

• замирании (двигательном торможении)

• повороте глаз, расширении

• гримасе (нахмурил брови, сморщил носик и т. д.)

• изменении ритма дыхания и т. д.

Следует иметь в виду, что безусловные реакции быстро угасают при повторных предъявлениях, поэтому следует предъявлять звуковые стимулы с наиболее высокочастотных и с максимального расстояния. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки: погремушка, шарманка, дудка, гармошка, свисток, кожаный барабан, а также тоны аудиометра, голос и шёпот.

Интенсивность звучания игрушек составляет 75 – 100 ДБ. По интенсивности звучания игрушки мало отличаются, хотя субъективно звук шарманки кажется более тихим чем звук барабана. Это следствие того, что в звучании каждой из игрушек преобладает определённая частота. Чем ниже частота звука, тем субъективно громче он воспринимается. В данном наборе игрушек наиболее выражена частота от 500 Гц до 5000 Гц (барабан – 500 Гц, гармошка – 2000 Гц, дудка – 3000 Гц, шарманка – 4000Гц, погремушка – 5000Гц)

Таким образом, с помощью звучащих игрушек можно с достаточно высокой степенью достоверности определить частотный диапазон воспринимаемых ребёнком звучаний. Определённую роль играет и расстояние, с которого подаётся сигнал.

Как проводится педагогическое обследование и диагностика? Участвуют два человека. Один подаёт звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями малыша. Вначале следует установить с ребёнком эмоциональный контакт. Воспитатель ласково разговаривает с ребёнком, гладит его, показывает яркую незвучащую игрушку. В это время помощник воспитателя с расстояния 3м справа подаёт сигнал погремушки. Воспитатель фиксирует наличие и характер реакции, если она есть. Если реакции нет – помощник подходит на 0,5м. ближе и повторяет сигнал. И так до тех пор, пока ребёнок не отреагирует на звук погремушки. Получив первую реакцию на звук, помощник отходит на 0,5м дальше и вновь предъявляет звучание. Это необходимо для того, чтобы определить максимальное расстояние, с которого ребёнок воспринимает звук. Затем исследуются реакции на данный звук с левой стороны. Данные диагностики с правой и левой стороны могут быть различными. Данные заносятся в протокол, где отмечается наличие или отсутствие реакции, расстояние, на котором она обнаружена.

Дудка Не предъявлялось

Гармошка Не предъявлялось

Шёпот Нет реакции

Голос разговорной речи 1м «+»

Гармошка Не предъявлялось

Голос разговорной речи 1м «+»

Затем таким же образом предъявляются сигналы дудки или гармошки. После этого исследуются реакции на голос разговорной громкости с расстояния 2м. При отсутствии реакции помощник предъявляет голос повышенной громкости. Если у ребёнка отмечается реакция на голос разговорной громкости на расстоянии более 1м, то сигнал предъявляется шёпотом.

В результате такого обследования мы получаем сведения о характере реакций ребёнка на неречевые звуки и на голос. Мы узнаём:

— звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш.

— локализует ли источник звука и с какого расстояния.

— реагирует ли малыш на шёпот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул.

У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяющиеся стимулы, поэтому нужно ограничивать количество предъявлений до двух-трёх и увеличивать время между ними. Реакция считается положительной, если ребёнок 3 раза отвечает на звук одной или несколькими реакциями.

Известно, что нарушение слуха пагубно сказывается на овладении устной речью. Поэтому успешность коррекционной работы с детьми раннего возраста в первую очередь зависит от полноценного общения с малышом и речевого контакта с ним. Педагогическое воздействие на ребёнка оказывается в течении всего дня: во время кормления, одевания, прогулок, игры и т. д. Говорить с ребёнком нужно всегда голосом разговорной громкости и ни в коем случае не кричать, так как громкие звуки могут вызвать у малыша акустическую травму. В течении дня с малышом проводится несколько занятий от 1-2 до 5-7мин к одному году. Самое главное, вызвать у малыша положительные эмоции, на фоне которых будут активизироваться его голосовые реакции. Важно, чтобы сам взрослый был очень эмоционален., пользовался разнообразными интонациями и мимикой, и обязательно находился в поле зрения ребёнка. Взяв малыша на руки, взрослый поёт ему несложные, но разнообразные по ритму и темпу песенки, двигаясь с ним в такт звучания, а также предлагает ему разнообразные звучащие игрушки. Такая система работы может быть реализована в полной мере в том случае, если снижение слуха замечено до 6-ти месяцев жизни ребёнка. Следует отметить, что основными достижениями I-го полугодия жизни ребёнка можно считать: формирование у ребёнка потребности в общении со взрослым; переход от гуления к лепету; развитие слуховой фиксации ребёнка; умение реагировать на разнообразные неречевые и речевые звучания и дифференцировать их.

Воспитание и обучение дошкольника, имеющего нарушения слуха, осуществляются с учетом возрастных психофизиологических особенностей в условиях организованного педагогического воздействия, что помогает обеспечить необходимое развитие и подготовить его к новому этапу жизни — обучению в школе.

Укрепление преемственных связей в содержании и методике коррекционной воспитательно-образовательной работы этих двух звеньев системы народного образования является одной из важнейших задач. Следует полнее использовать соответственные возрасту ребенка с дефектом слуха методы и приемы педагогической работы, чтобы в процессе воспитания и обучения развились все его психические качества, особенно те из них, которые нужны для подготовки к школе и имеют более общее значение, а также присущи только данному возрастному этапу в развитии ребенка.

Как было уже отмечено, важно не только установить тяжесть дефекта, но и сделать правильный выбор компенсаторных средств, чтобы обеспечить полноценное психическое, а следовательно, и социальное развитие ребенка, имеющего нарушения слуха. Это может быть реализовано только при условии ранней коррекции всей познавательной деятельности. Для этого необходимо обеспечить ребенку возможность полноценных контактов с окружающим миром через развитие всех видов восприятия: тактильного, зрительного, осязательного, кинестетического и т. д., что создаст у него нужную чувственную основу существующей действительности. В то же время полноценность этого процесса может быть обеспечена при развитии других психических процессов. Среди них особое место занимают мыслительные операции, так как полноценность воспринятого может быть реализована только через осмысление окружающей действительности. С процессом осмысления теснейшим образом связано и развитие памяти, особенно произвольной (учитывая особенности обучения и воспитания дошкольника с дефектом слуха). Все эти процессы — восприятие, понимание, осмысление, запоминание — во многом зависят от внимания. Поэтому одной из существенных задач в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха является развитие еще в дошкольном возрасте внимания, особенно целенаправленного, произвольного.

1. Выготский Л. С. «Психология развития ребенка». -М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.

2. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. -М.: Просвещение, 1991.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000

4. Таварткиладзе Г. А. Шматко Н. Д. «Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни». — М., Издательство «Полиграф сервис», 2001

Адаптация детей 3 года жизни к детскому саду От рождения до 2-х лет ребенок живет в знакомой домашней среде. Детский сад — новая для него обставновка, новые взаимоотношения. Для детского.

Анкета для определения увлеченности компьютером у детей и подростков Анкета Просим Вас ответить на приведённые ниже вопросы. Ф. И. учащегося ___Возраст ___ класс.

Диагностика уровня знаний детей о явлении неживой природы Экспериментальная беседа «Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком)» Цель. Определить.

Комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров ДОО Вариант комплексного опросника для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Консультация «Особенности развития детей 3-го года жизни» Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываются физические особенности развития как отдельных органов и систем,.

Общение детей второго года жизни Как же они общаются? Вначале второго года жизни, для малышей характерна иссследовательская активность по отношению к сверстнику: другой.

Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Психологическая готовность к школе. Диагностические методики определения уровня школьной зрелости Самой важной составляющей в развитии дошкольного периода является психолого – педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению. Готовность.

Развитие речи детей третьего года жизни На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и.

Воспитание и обучение детей пятого года жизни. Организация жизни и воспитание детей Пятый год жизни является важным этапом на пути ребёнка к школе. Для подготовки детей данного возраста к школьному обучению рекомендуются.

Раздражители и реакции

Раздражители и реакции. Раздражители могут пробуждать в нас те или иные пережитые события и чувства. Тот или иной настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем если бы мы оказались в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ на раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения и движущей силы. Следствием движущей силы является то, что наше настроение проявляется в том или ином движении. Из всего этого мы можем заключить следующее: душевные порывы тесно связаны с физическими движениями.

Читать еще:  Лечение катарального отита у детей и взрослых

В зависимости от силы чувства или от двигательной силы физическое проявление этого может быть более конкретным, более сильным или более продолжительным.

Под реакциями мы понимаем обратные действия, контрудар или ответ на раздражитель, т. е. реакции представляют собой вызванный раздражителем образ действий. Они противостоят спонтанным действиям, возможным “невызванным” действиям живых существ, например рефлекторным или инстинктивным движениям.

Определенные физические или психофизические реакции, в том числе в форме предпочитаемых вегетативных и мимических выразительных явлений, сверхчувствительности, психомоторных особенностей, часто бывают врожденными. Остальные способы реагирования разучиваются. Исследования психологии обучения свидетельствуют о том, что в результате жизненных процессов какой-либо определенный раздражитель постепенно превращается в пусковой элемент определенной реакции.

Различаются следующие специфические возможности реагирования: спасаться бегством, бороться, прятаться, звать на помощь, унимать нападающего, подчиниться или соответственно сдаться. Параллельно и в сочетании с ними, а также в зависимости от личностных критериев возникают и другие реакции.

Примитивная реакция или действие. Раздражитель как бы в обход развитой целостной личности приводит к мгновенным импульсивным действиям, реакциям, “проявлению” подсознательных механизмов (взрывные реакции за счет помрачения сознания). Такое поведение является неспецифичным для личности. К группе примитивных реакций относятся также рефлекс замирания, оцепенение от ужаса (также потеря сознания) — пассивные реакции.

Активной примитивной реакцией является, к примеру, “ураган движений”, когда активная самозащита протекает бесконтрольно. Две противоположные манеры поведения — рефлекс замирания и ураган движений — являются выражением психики, не способной к оказанию сильного сопротивления. Часто одна реакция переходит в другую. После оцепенения часто возникает торопливая деятельность (плач, всхлипывания, бегство прочь). При известных обстоятельствах кратковременное состояние физической слабости может способствовать возникновению примитивных реакций.

Личностная реакция. Раздражитель перерабатывается интрапсихически. Реакция соответствует личности в целом, является отчетливым выражением целостной индивидуальности, поэтому строго специфичны, ограничены предрасположением характера.

Неадекватная реакция. Поведение или реакция не соответствует причинности происходящего или даже противоречит ей, может быть неадекватной как по качеству, так и по количеству.

Ужас (вид примитивной реакции). Непроизвольно возникает как реакция на неожиданные душевные потрясения, психомоторные чередования. Такие реакции вызываются факторами внезапности.

Паника. Возникает тогда, когда в коллективе по прошествии определенного периода достигается готовность к панике. Накопившийся страх неожиданно выплескивается наружу в виде паники и приводит к страху обдуманных действий. В такой ситуации срабатывают автоматизмы, например рефлекс бегства и ураган движений. Наступает слепота относительно реальных возможностей для спасения. В большинстве случаев панические реакции завершаются истощением охваченного ими человека.

Истерия. Истеричные люди преобразуют психические (травматические) повреждения раннего детства в физические симптомы и страдания. Используемое при этом вытеснение представляет собой процесс мнимого забывания, которое происходит хоть и преднамеренно, но бессознательно. За счет этого сбоя прежние сознательные переживания становятся бессознательными.

Конверсивные реакции. Подобные реакции в виде выразительной жестикуляции или демонстративных действий служат для привлечения к себе внимания взрослых (и других людей).

Психосоматические реакции. Психосоматическое симпто- мообразование в психоанализе интерпретируется как защита от конфликтов. Возникновение и течение психосоматических заболеваний — реакции на раздражитель в следующих видах: эмоция, вегетативное разрегулирование, функциональное нарушение, морфологическое изменение. Приведем некоторые из психосоматических нарушений, наступающих после воздействия раздражителей.

Нарушение дыхания. Может возникать, если эмоциональные воздействия затрагивают произвольную дыхательную и непроизвольную бронхиальную мускулатуру.

Бронхиальная астма. Может быть вызвана стрессовыми ситуациями и инфекциями. Механизм приступа может приводиться в действие уже одним представлением аллергенов (веществ, вызывающих приступ) даже при их отсутствии. И в этом случае мы имеем дело с принципом условного рефлекса. Бронхиальная астма часто наблюдается у инфантильных лиц с боязливо-упрямым или сверхуступчивым поведением.

Расстройство пищеварительного тракта. В подобных расстройствах часто проявляется тот или иной конфликт. Часто мы имеем дело с расстройствами, обусловленными ситуацией. Их основой могут являться агрессивные проблемы отношений и депрессивно-вынужденные невротические защитные формы.

Отказ от пищи. Такое поведение чаще наблюдается у женщин, чем у мужчин, причем в соотношении 10:1. Прежде всего это относится к девушкам в период полового созревания.

Излишний вес. Может возникать из-за любви поесть или обжорства, а также вследствие функциональных расстройств, которые могут быть обусловлены психологически. Часто с излишним весом связаны симптомы незрелости, недоверия, фригидности.

Кожные изменения. Вызываются в большинстве случаев неспецифическими эмоциональными состояниями. “Запускающим” раздражителем при зуде служит боязнь, напряженность и подавленная в себе агрессивность.

Головная боль. Головная боль, в особенности если речь идет об изнуряющей ее форме, обусловливается эмоциональным стрессом. Мигрень чаще встречается у негибких личностей с честолюбивыми устремлениями. При этом мигрень может проявляться в приступах, если соответствующий человек не отвечает предъявляемым требованиям.

Сексуальные нарушения. Сексуальность представляет собой один из наиболее важных очагов конфликтов. Большая часть общего поведения находит свое отражение в сексуальной способности переживать и реагировать. Нарушения в этой области дают возможность наиболее точно понять своеобразие всей личности.

Определение реакции на слуховой раздражитель

Цель лабораторной работы:

Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой раздражители.

Приборы и принадлежности:

Устройство психофизиологического тестирования «Рефлексометр».

Время реакции человека — интервал времени от начала воздействия на организм какого-либо раздражителя до ответной реакции организма.

Состоит из трёх фаз: время прохождения нервных импульсов от рецепторов до коры головного мозга; время, необходимое для восприятия нервных импульсов головным мозгом и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. Время реакции зависит от типа раздражителя (звук, свет, температура, давление и т. д.) и его интенсивности, тренированности организма на восприятие этого раздражителя, его ожидаемости и др.

Время реакции на раздражители различной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные — на световые, самое длинное — на обонятельные и тактильные.

По степени сложности произвольные реакции человека можно разделить на следующие четыре вида:

1 простая сенсомоторная реакция;

2 сенсомоторная реакция различия;

3 сенсомоторная реакция выбора;

4 реакция на движущийся объект.

1 Простой сенсомоторной реакцией в психологии называют реакцию, которая осуществляется в условиях предъявления одного заранее известного сигнала и получения одного определённого ответа.

Например, в ответ на звуковой, световой, тактильный и т. д. сигналы человек должен как можно быстрее осуществить определённое действие — нажать на ключ или произнести определённый слог. Исследования показывают, что при надпороговой интенсивности раздражителя время простой реакции определяется в основном физической природой раздражителя и особенностями воспринимающего рецептора. Самая большая скорость простой реакции была получена при использовании звуковых и тактильных сигналов (105 — 180 мс). Скорость реакции на зрительный сигнал оказалась существенно меньшей (150 — 225 мс).

Это объясняется тем, что время рецепции звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени реакции зрительного раздражителя, так как в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический процесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс.

2 Сенсомоторной реакцией различения обозначают реакцию, которая производится в условиях, когда человек должен реагировать только на один из двух или нескольких сигналов (буквы, звуки, слоги), и, соответственно, ответное действие должно совершаться только на этот сигнал.

3 Сенсомоторной реакция выбора имеет место также при предъявлении двух или нескольких сигналов, но при условии, что нужно отвечать на каждый из них своим определённым действием. По сравнению с временем простой реакции время реакции различения и время реакции выбора заметно удлиняется.

Время реакции на раздражители различной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные — на световые, самое длинное — на обонятельные и тактильные [21].

При управлении техникой кроме времени реакции необходимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления (таблица 4).

Таблица 4 — Значение времени реакции при различных движениях тела

Время выполнения (сек)

Нажатие рукой/ногой на педаль

Сгибание и разгибание ноги

Сгибание и разгибание руки

Реакция водителя на сигнал светофора

Считывание показания стрелочного прибора

Восприятие цифры или транспаранта

Фиксация предмета глазами

Включение одиночно расположенного тумблера

Опознание оператором простого сигнала

Зависимость времени реакции от уровня тренированности, пола, возраста и различного рода влияний на организм.

Экспериментально показано (Н.И. Крылов, 1957, Н.И. Чуприкова, 1957, Е.И. Бойко, 1964, Е.Н. Сурков, 1984, В.П. Озеров, 1989), что:

1 Под влиянием тренировки время реакции не только укорачивается, но и стабилизируется, т.е. становится менее подверженным различного рода влияниям.

2 Укорочение времени реакции наиболее существенно в первые дни выполнения соответствующих упражнений.

3 Простая реакция поддается влиянию упражнений в заметно меньшей степени, чем реакция выбора. В частности, после лишь одного дня занятий время реакции выбора может сократиться на 30-40 %, тогда как простой сенсомоторной реакции — лишь на 10 %.

Каковы причины укорочения времени реакции после соответствующих тренировок? Известно, что всякий новый раздражитель сначала вызывает ориентировочную реакцию с более или менее обширной и длительной иррадиацией возбудительного процесса по коре больших полушарий, которая затем сменяется фазой концентрации. По мере повторения раздражителя имеет место привыкание, которое сопровождается все менее выраженной иррадиацией возбуждения с одновременным повышением динамичности возникающих нервных процессов. Постепенная редукция фазы иррадиации и достижение определенного уровня хронической (или статической) концентрации возбудительного процесса в коре, по-видимому, и являются одной из важнейших причин укорочения времени реакции в процессе тренировки.

Вторая причина, тесно связанная с первой, состоит в нарастающей по мере упрочения условных связей, стойкости корковых очагов возбуждения. Третья причина связана с изменением самой структуры временных связей, заменой более сложных второсигнальных ассоциаций более простыми первосигнальными.

Начиная с 3,5-4 и до 18-20 лет время реакции неуклонно сокращается. Затем оно стабилизируется, а после 40 лет по мере старения постепенно возрастает примерно в 1,5 раза (А.Г.Усов, 1960).

В ряде исследований (Е.П.Ильин, 1983, Е.Н.Сурков, 1984, Озеров, 1989) отмечаются половые различия, состоящие в том, что среднее время реакции у девочек, по сравнению с мальчиками, и у женщин, по сравнению с мужчинами, несколько длиннее [22].

Таблица 5 — Зависимость времени простой сенсомоторной реакции человека от физического и психоэмоционального состояния человека

Измерить время позволяет устройство «Рефлексометр», в котором в качестве раздражителя использованы световой и звуковой сигналы

Установка состоит из блока формирования сигнала, имеющим буквенно-цифровой индикатор (1); блока управления с кнопками пуска (остановки) регистрирующего устройства (3) и блока светового (звукового) сигналов (2). Результаты тестирования выводятся на буквенно-цифровой индикатор и хранятся в памяти микроконтроллера.

В этом приборе микроконтроллер выполняет все основные функции, а именно, подаёт тестовые сигналы, измеряет время реакции, выводит информацию на буквенно-цифровой индикатор и хранит её в своей энергонезависимой памяти (EEPROM — электрически стираемое перепрограммируемое Постоянное Запоминающее Устройство (ПЗУ)).

Прибором управляют с помощью кнопки (Пуск/Сброс), нажатиями на которую последовательно переключают режимы работы, либо компьютерной мышью. Нажатие сопровождается звуковым сигналом.

Схема прибора показана на рисунке 6.

Рисунок 6 — Электрическая схема рефлексометра

Тактовая частота микроконтроллера стабилизирована кварцевым резонатором ZQ1. Его частота (4,096 МГц) выбрана так, чтобы было удобно использовать её для измерения временных интервалов. К линии порта RA0 (вывод 17) микроконтроллера через токоограничивающий резистор R3 подключена кнопка SB1. Если её контакты разомкнуты, на этой линии порта присутствует низкий уровень, если замкнуты — высокий. Для отображения информации применён ЖКИ HG1 со встроенным контроллером. Он отображает две строки по шестнадцать символов в каждой и снабжён светодиодной подсветкой.

Управление индикатором осуществляет микроконтроллер DD1 по линиям RBO, RB1 и RB4—RB7, загрузка данных происходит полубайтами. Подборкой резистора R7 устанавливают желаемую контрастность изображения. На линии порта RB2 формируется сигнал управления полевым транзистором VT1, который включает (выключает) подсветку ЖКИ, резистор R6 — токоограничивающий. На линии порта RB3 формируется импульсный сигнал частотой 4 кГц, который через резистор R4 поступает на акустический излучатель НА1.

Читать еще:  От чего образуются серные пробки в ушах

Питают устройство от внешнего источника постоянного или переменного напряжения 8. 12 В, потребляемый ток не превышает 130 мА. Диодный мост VD1 выпрямляет переменное напряжение или подводит постоянное напряжение к элементам устройства в требуемой полярности. Напряжение питания микроконтроллера и ЖКИ стабилизировано интегральным стабилизатором DA1, конденсаторы С1—СЗ, С6, С7 — сглаживающие.

После подачи питающего напряжения происходит считывание данных из EEPROM микроконтроллера. Звучит короткий однократный звуковой сигнал и включается подсветка индикатора HG1. В его верхней строке появляется надпись «Record Рекорд». Справа выводится лучший результат текущего сеанса — при первом включении это максимально возможный измеряемый временной интервал — 9,999 с. Слева — лучший результат за всё время работы прибора, при первом включении также 9,999 с.

До нажатия кнопки SB1 происходит генерация значения длительности предстартовой паузы. Она составляет от 1 до 8,2 с и носит случайный характер. После нажатия на кнопку SB1 и её отпускания начнётся отсчёт предстартовой паузы, сброс информации ЖКИ, отключение его подсветки. Затем акустический излучатель подаёт однократный звуковой сигнал. По истечении паузы наступает момент старта — включается подсветка ЖКИ, звучит звуковой сигнал (световой сигнал) и начинается отсчёт времени. Прибор измеряет время реакции в интервале 0.001. 9,999 с шагом 0,001 с.

Если испытуемый не нажимает на кнопку в течение 9,999 с, звуковой сигнал прекращается и прибор переходит в исходное состояние, когда отображаются лучшие результаты. При нажатии на кнопку в течение указанного временного интервала происходит остановка счёта, звуковой сигнал отключается. На верхней строке ЖКИ появляется надпись «Reaction Реакция», на нижней слева — число измерений (максимум 255), справа — измеренное время реакции.

Далее проводятся сравнения полученного результата с лучшими результатами за текущее и за всё время работы прибора. При фиксации нового рекорда происходит перезапись данных в EEPROM микроконтроллера. После нажатия на кнопку SB 1 и её отпускания прибор переходит в исходное состояние. Если нажать на кнопку до момента старта (фальстарт), зазвучит двукратный звуковой сигнал, включится подсветка ЖКИ и в верхней строке появится надпись «F.start Ф. старт». Через несколько секунд прибор перейдёт в исходное состояние [23].

1 Включите прибор, установив тумблер в положение «Вкл.» После подачи питающего напряжения, звучит короткий однократный звуковой сигнал и включается подсветка индикатора. В его верхней строке появляется надпись «Record Рекорд». Справа выводится лучший результат текущего сеанса, слева — лучший результат за всё время работы прибора.

2 Сядьте за столом в удобной позе. Испытуемый должен смотреть только на блок светового (звукового) сигналов. Переведите правый тумблер в положение «Звук».

3 Положите руку на панель органов управления установки (кнопка «Пуск/Сброс», компьютерную мышь) так, чтобы указательный палец правой (левой) руки свободно располагался на кнопке.

4 Нажмите кнопку «Пуск/Сброс». После нажатия на кнопку и её отпускания начнётся отсчёт предстартовой паузы, сброс информации ЖКИ, отключение его подсветки. Затем акустический излучатель подаёт однократный звуковой сигнал и начинается отсчёт времен. По истечении паузы наступает момент старта — включается подсветка ЖКИ, звучит звуковой сигнал и начинается отсчёт времени. Прибор измеряет время реакции в интервале 0.001. 9,999 с шагом 0,001 с.

5 При появлении звукового сигнала, необходимокак можно быстрее, нажать на кнопку мыши и остановить счёт, звуковой сигнал отключается. На верхней строке ЖКИ появляется надпись «Reaction Реакция», на нижней слева — число измерений (максимум 255), справа — измеренное время реакции.

6 Нажмите на кнопку «Пуск/Сброс», в результате чего прибор переходит в исходное состояние. Если нажать на кнопку мыши до момента старта (фальстарт), зазвучит двукратный звуковой сигнал, включится подсветка ЖКИ и в верхней строке появится надпись «F.start Ф. старт». Через несколько секунд прибор перейдёт в исходное состояние.

7 Измерение необходимо проводить от 10 до 30 раз, затем найти среднее значение времени реакции. Переключив тумблер в положение «Свет», повторите действия 1-13.

8 Из полученных результатов отнимите время, затраченное на движения фалангой пальца (0.17 сек.). Полученное значение времени реакции на световой и звуковой раздражители, сравните со значениями, приведенными в таблице 3.

Выводы: для данной лабораторной работы было создано устройство психофизиологического тестирования «Рефлексометр»» с подробным описанием заданий, с указаниями к выполнению работы.

Для определения скорости сенсомоторной реакции исследовались добровольцы обоего пола в возрасте от 19 до 23 лет в различном психоэмоциональном состоянии. Тест проводился в условиях тишины и отсутствия других раздражителей, в удобном положении тела и наличием опоры для локтя, чтобы уменьшить влияние статического сокращения мышц руки. Для определения скорости простой сенсомоторной реакции испытуемым предъявлялись визуальные раздражители в виде лампы зеленого цвета диаметром 0,3 см. и звукового сигнала. При появлении необходимого сигнала — зеленого цвета, задача добровольца — максимально быстро нажать на клавишу. Время между появлением сигналов было случайным и колебалось от 1 до 7 секунд. Испытуемые были предупреждены, что в каждой серии исследования сначала им будут предъявляться 10 световых (исследование времени простой сенсомоторной реакции), затем 10 звуковых, сигналов.

Испытание проводилось на 15 испытуемых, 5 из которых находились заторможенном состоянии.

Оценивалось только время сенсомоторной реакции, ошибки выполнения задания исключались. С целью борьбы с артефактами исключались первые значения в каждой реакции, время которых превышало 2000 мс. Последние заведомо превышают время сенсомоторной реакции и чаще всего связаны с отвлечением испытуемых от выполнения теста.

По результатом проведенных исследований следует, что у десяти студентов время среднее время реакции на световой раздражитель приблизительно равно 0,327 с, на звуковой — 0,302 с. Эти значения соответствуют нормой для обычного, нетренированного человека. У пятерых студентов, находящихся в заторможенном, вызванных непродолжительным сном, среднее время реакции на световой раздражитель было равным 0,497, на звуковой раздражитель — 0,472 с. Эти значения соответствуют низкой простой сенсомоторной реакции.

Тем не менее эти результаты являются нормой, т.к. время реакции человека находится в промежутке от 0,1 до 0,5 сек. Например, время продолжительности формирования ответного действия водителя на сигналы светофора в населенном пункте 0,3-0,4 с. Время реакции зависит от степени тренерованности человека. У более тренерованных людей время реакции достаточно низкая, примерно 0,13-0,15 с. На время реакции влияют такие факторы как утомляемость, невнимательность, прием тонизирующих веществ или алкоголя. При приеме небольшой его дозы алкоголя, время реакции увеличивается в 2-4 раза.

Слуховой анализатор, его сенсорные и гностические расстройства

Слуховой анализатор имеет многоуровневое строение и большое число звеньев: кортиев орган улитки, слуховой нерв (VIII черепно-мозговой), кохлеарные ядра, трапецевидное тело варолиева моста, ядра верхней оливы, мозжечок, латеральную петлю (включающую мелкие лемнисковые ядра) к нижним буграм четверохолмия и медиальному коленчатому телу (МКТ), слуховое сияние, первичное 41-е поле коры височных долей. Благодаря качественной специфике, внутри слуховой системы выделяют две самостоятельных подсистемы — речевой и неречевой слух, имеющие общие подкорковые механизмы, но разнесенные по различным областям коры левого и правого полушария. Речевой слух в свою очередь не является однородным и включает в себя слух фонематический , обеспечивающий способность различать смыслообразующие звуки данного языка и интонационный , специфичный для каждого национального языка (или местных говоров) и имеющий много общего с музыкальным слухом. Поражения кортиева органа (воспаление, травма) нарушают нормальное восприятие громкости звуков вплоть до ощущения боли, либо приводят к потере слуха в конкретном звуковысотном диапазоне. Иногда звуки вообще не воспринимаются. Для дифференциальной диагностики поражений кортиева органа или среднего уха (по функциям — звукопроводящей системы) необходимо иметь в виду, что звуковой раздражитель достигает рецепторного аппарата двумя путями — воздушным, через слуховой проход, и благодаря колебаниям тканей, принимающих участие в звукопроведении и вызывающих резонанс костных оболочек кортиева органа.

Слуховой нерв состоит из волокон, проводящих звуковые и вестибулярные раздражения. При его заболевании появляются ощущения шороха, писка, скрежета и других непредметных звуков (слуховые обманы), к которым у больного есть соответствующая критика. Одновременно они могут сопровождаться головокружениями. Перерезка слухового нерва приводит к глухоте, а частичное повреждение — к потере соответствующим ухом слуха в определенном звуковысотном диапазоне. На уровне продолговатого мозга (кохлеарных ядер) происходит первый неполный перекрест путей слуховой системы, осуществляющийся на участке между кохлеарными ядрами и верхними оливами. Чтобы обеспечить точную локализацию звука в пространстве, слуховая система должна быть способна различать разницу в приходе акустических раздражителей порядка 10-20 мкс. Нервные сигналы, покинув внутреннее ухо, проходят очень короткое расстояние до верхних олив, где сравнивается информация, поступающая от обоих кортиевых органов. Предположительно именно верхние оливы приспособлены для выполнения функции бинауральной локализации. Эта область отвечает за безусловные рефлексы, в которых принимают участие звуковые ощущения — рефлекторные движения глаз в ответ на звук и старт-рефлексы на опасный звук. Слух как таковой при патологии данной области не нарушается.

Мозжечок собирает проприоцептивную афферентацию, в которой слуховые раздражители, проходящие через продолговатый мозг, выполняют роль дополнительной информации для удержания равновесия. В нижних буграх четверохолмия происходит очередной неполный перекрест слуховых волокон, что позволяет, помимо верхних олив, этому уровню слуховой системы участвовать в организации акустической «объемности», то есть оценивать удаленность и пространственное расположение источника звука. Нарушения бинаурального слуха — типичная патология со стороны нижних бугров четверохолмия. Часть волокон слухового пути, заканчивающихся в районе сильвиева водопровода, обеспечивают защитные рефлекторные реакции на слуховые раздражители необычной силы. В разных участках МКТ представлены разные фрагменты акустической тон-шкалы. Нарушения работы слухового анализатора при поражении МКТ недостаточно хорошо изучены. Возникшая локальная патология приводит к снижению способности воспринимать звуки ухом, противоположным очагу поражения. При эффектах раздражения таламической области возможно появление слуховых галлюцинаций, которые в отличие от слуховых обманов содержат бытовые предметные звуки, голоса, музыкальные звуки и другие имеющие смысл акустические образы. При поражении слухового сияния отмечается ослабление способности воспринимать акустические раздражители противоположным ухом. 41-е поле височной коры организовано по топическому принципу таким образом, что в различных его участках представлены разные по высоте звуки. Очаг поражения, расположенный в 41-м поле одного полушария, не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо, так как слуховая афферентация из-за многочисленных перекрестов слуховых путей поступает одновременно в оба полушария. Однако поражения этого уровня связаны с невозможностью восприятия коротких звуков, что характерно для патологии как левого, так и правого полушария.

Гностические слуховые расстройства появляются в случае поражения 41-го, 42-го и 22-го полей. При обширном поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария больной не способен определять значение различных, в грубых случаях — самых простых бытовых предметных звуков и шумов (скрипа дверей, льющейся воды, шелеста бумаги, мычания коровы). Подобные звуки перестают быть носителями определенного смысла, при том, что слух остается сохранным и возможно различение звуков по высоте, продолжительности и интенсивности. Это явление носит название слуховой агнозии . Обычно встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти — неспособность запомнить несколько акустических комплексов, в том числе ритмических структур. Параллельно страдает и слуховое внимание. При двухсторонних поражениях извилин Гешля (корковой проекции слуховых путей), что бывает относительно редко, возникает расстройство, описываемое как «чистая рече-слуховая агнозия» . Такие больные похожи на глухих или слабослышащих, часто жалуются на снижение слуха или показывают, что не слышат и не понимают речь, но элементарный слух у них остается сохранным. Здесь также ослабляется слуховое внимание до полного отсутствия реакции на речь, однако все, что больные способны разобрать, поддается и воспроизведению — услышанное слово понимается и может быть написано. Знакомый голос воспринимается лучше, чем незнакомый. Возникшая в детстве рече-слуховая агнозия обычно приводит к частичному распаду речи. Специально выделяют такое нарушение неречевого слуха, как амузия — нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или отличать одну мелодию от другой, а также писать и понимать ноты. В случае неузнавания и затруднения идентификации коротких мелодических отрывков, аккордов, либо тонов по высоте принято говорить о сенсорной амузии, а при неспособности спеть или проиграть мелодию на музыкальных инструментах (особенно заболевшими профессиональными музыкантами) — о моторной . Иногда больные с амузией начинают оценивать мелодию как болезненное и неприятное переживание, как раздражитель, который вызывает головную боль. Симптоматика сенсорной амузии проявляется в основном при поражении передне-средних отделов правой височной области, а моторной — задних отделов второй лобной извилины. Аритмия — при височных поражениях с обеих сторон, что косвенно характеризует и расстройства слуховой памяти. Кроме того, симптомом повреждения правой височной области является изменение близких по механизму формирования интонационных компонентов речи — больные не только не различают эмоциональную окраску чужой речи, но и сами теряют модуляционные оттенки, свойственные здоровому человеку, не понимают качественных (вопросительных, утвердительных, восклицательных) характеристик высказывания. Больные могут проговорить, но не могут пропеть фразу и, слыша речь, не способны определить — принадлежит ли она мужчине или женщине. Вторичные отделы левой височной коры у правшей являются основным аппаратом анализа и синтеза речевых звуков, что обеспечивается специальным кодированием звуков с выделением среди них полезных компонентов и абстрагированием от несущественных.

Читать еще:  Почему течет кровь из уха причины и лечение опасного симптома

Определение реакции на слуховой раздражитель

Клиническая физиология

Физиология слухового анализатора (органа слуха). Слуховой анализатор — это единая система, берущая начало от наружного уха и заканчивающаяся в коре головного мозга. Каждому участку этой системы свойственна определенная функция, нарушение которой на любом уровне ведет к частичной или полной потере слуха.

Адекватным раздражителем слухового анализатора является звук. Восприятие звуков начинается во внутреннем ухе в рецепторном отделе улитки — спиральном органе — с последующей передачей импульсов по нервным проводникам в кору височной доли мозга. Этим процессам предшествует проведение звуковой волны через структуры наружного и среднего уха и жидкостные системы лабиринта.

Слуховой орган позволяет человеку воспринимать и соответствующим образом реагировать на изменения среды, происходящие на том или ином расстоянии от негр. Кроме того, слух у человека является необходимым фактором развития речи и речевого общения.

С физиологической точки зрения под звуком понимают такие механические колебания газообразной, твердой или жидкой среды, которые, воздействуя на слуховой анализатор, вызывают в нем определенный физиологический процесс, субъективно воспринимаемый как ощущение звука. Скорость распространения звуковых колебаний в воздухе составляет 332 м/с, в воде — 1450 м/с. Вполне понятно, что в безвоздушном пространстве звук отсутствует.

К физическим характеристикам звука относятся частота и амплитуда звуковых колебаний. Единицей измерения частоты колебаний является герц (Гц), обозначающий число колебаний в 1 с.

По характеру колебательных движений звуки делятся на три группы: чистые тоны, сложные тоны и шумы. Гармонические (ритмичные) синусоидальные колебания создают чистый, простой звуковой тон, например звук камертона. Негармоничный звук, отличающийся от простых тональных звуков сложной структурой, называется шумом. Восприятие шума часто сопровождается неприятными субъективными ощущениями.

К основным свойствам органа слуха относится его способность различать высоту (частоту) звука, громкость и тембр (окраску).

Ухо человека воспринимает полосу звуковых частот от 16 до 20 000 Гц (от 12 — 24 до 18 000 — 24 000 Гц). Колебания с частотой менее 16 Гц называются инфразвуком, а выше верхней границы слухового восприятия (т. е. более 20 000 Гц) — ультразвуком. Инфразвук и ультразвук ухо человека в обычных условиях не воспринимает, однако при специальном исследовании эти частоты также воспринимаются.

Минимальная энергия звуковых колебаний, способная вызвать ощущение слышимого звука, называется порогом слухового ощущения. Единицей измерения слуха является децибел (дБ).

Физиологическое приспособление органа слуха к действующему звуковому раздражителю называют адаптацией, которая создает оптимальный настрой анализатора на восприятие звука данной силы и частоты. Адаптация играет также защитную роль против сильных и продолжительных звуков. От адаптации следует отличить утомление слухового анализатора, которое происходит при его перераздражении. Этот процесс более длительный и в отличие от адаптации всегда снижает работоспособность органа слуха.

Важным свойством слухового анализатора является его способность определять направление звука, получившая название ототопики. Ототопика возможна только при наличии нормально слышащих двух ушей, т. е. при хорошем бинауральном слухе.

Периферический отдел слухового анализатора выполняет две основные функции: 1) звукопроведение, т. е. доставку звуковой энергии к рецепторному аппарату, это преимущественно механическая (физическая) функция; 2) звуковосприятие, превращение (трансформация) физической энергии звуковых колебаний в нервное возбуждение (электрический потенциал) периферического рецептора — спирального (кортиева) органа, передающийся затем в кору мозга.

Соответственно этим функциям различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.

Физиология вестибулярного анализатора. Вестибулярный анализатор — орган равновесия, регулирует тонус мышц, поддерживает заданное положение тела, доставляет в кору мозга информацию о положении и перемещении тела в пространстве. При раздражении рецепторов вестибулярного анализатора возникают рефлекторные реакции на мышцы, способствующие сохранению равновесия тела.

Различают функцию полукружных каналов и функцию мешочков преддверия. Рефлекс может исходить из отолитового аппарата — адекватным раздражителем в этом случае будет сила тяжести или прямолинейное ускорение, и из ампулярного — при воздействии углового ускорения.

При раздражении полукружных каналов возникают рефлексы на поперечнополосатую мускулатуру. Среди них различают рефлексы на мышцы глаз, конечностей, туловища, шеи. Рефлекс на мышцы глаз выражается в появлении нистагма — ритмичных колебаний глазных яблок, которые состоят из медленного и быстрого компонентов.

Следует отметить, что наибольшую информацию о фукнциональном состоянии лабиринта дает исследование нистагма после экспериментального раздражения рецепторов полукружных каналов.

Методы исследования функции вестибулярного анализатора — вращательная проба, калорическая проба, прессорная (фистульная) проба — входят в комплекс его обследования.

Слуховой анализатор, его сенсорные и гностические расстройства

Слуховой анализатор имеет многоуровневое строение и большое число звеньев: кортиев орган улитки, слуховой нерв (VIII черепно-мозговой), кохлеарные ядра, трапецевидное тело варолиева моста, ядра верхней оливы, мозжечок, латеральную петлю (включающую мелкие лемнисковые ядра) к нижним буграм четверохолмия и медиальному коленчатому телу (МКТ), слуховое сияние, первичное 41-е поле коры височных долей. Благодаря качественной специфике, внутри слуховой системы выделяют две самостоятельных подсистемы — речевой и неречевой слух, имеющие общие подкорковые механизмы, но разнесенные по различным областям коры левого и правого полушария. Речевой слух в свою очередь не является однородным и включает в себя слух фонематический , обеспечивающий способность различать смыслообразующие звуки данного языка и интонационный , специфичный для каждого национального языка (или местных говоров) и имеющий много общего с музыкальным слухом. Поражения кортиева органа (воспаление, травма) нарушают нормальное восприятие громкости звуков вплоть до ощущения боли, либо приводят к потере слуха в конкретном звуковысотном диапазоне. Иногда звуки вообще не воспринимаются. Для дифференциальной диагностики поражений кортиева органа или среднего уха (по функциям — звукопроводящей системы) необходимо иметь в виду, что звуковой раздражитель достигает рецепторного аппарата двумя путями — воздушным, через слуховой проход, и благодаря колебаниям тканей, принимающих участие в звукопроведении и вызывающих резонанс костных оболочек кортиева органа.

Слуховой нерв состоит из волокон, проводящих звуковые и вестибулярные раздражения. При его заболевании появляются ощущения шороха, писка, скрежета и других непредметных звуков (слуховые обманы), к которым у больного есть соответствующая критика. Одновременно они могут сопровождаться головокружениями. Перерезка слухового нерва приводит к глухоте, а частичное повреждение — к потере соответствующим ухом слуха в определенном звуковысотном диапазоне. На уровне продолговатого мозга (кохлеарных ядер) происходит первый неполный перекрест путей слуховой системы, осуществляющийся на участке между кохлеарными ядрами и верхними оливами. Чтобы обеспечить точную локализацию звука в пространстве, слуховая система должна быть способна различать разницу в приходе акустических раздражителей порядка 10-20 мкс. Нервные сигналы, покинув внутреннее ухо, проходят очень короткое расстояние до верхних олив, где сравнивается информация, поступающая от обоих кортиевых органов. Предположительно именно верхние оливы приспособлены для выполнения функции бинауральной локализации. Эта область отвечает за безусловные рефлексы, в которых принимают участие звуковые ощущения — рефлекторные движения глаз в ответ на звук и старт-рефлексы на опасный звук. Слух как таковой при патологии данной области не нарушается.

Мозжечок собирает проприоцептивную афферентацию, в которой слуховые раздражители, проходящие через продолговатый мозг, выполняют роль дополнительной информации для удержания равновесия. В нижних буграх четверохолмия происходит очередной неполный перекрест слуховых волокон, что позволяет, помимо верхних олив, этому уровню слуховой системы участвовать в организации акустической «объемности», то есть оценивать удаленность и пространственное расположение источника звука. Нарушения бинаурального слуха — типичная патология со стороны нижних бугров четверохолмия. Часть волокон слухового пути, заканчивающихся в районе сильвиева водопровода, обеспечивают защитные рефлекторные реакции на слуховые раздражители необычной силы. В разных участках МКТ представлены разные фрагменты акустической тон-шкалы. Нарушения работы слухового анализатора при поражении МКТ недостаточно хорошо изучены. Возникшая локальная патология приводит к снижению способности воспринимать звуки ухом, противоположным очагу поражения. При эффектах раздражения таламической области возможно появление слуховых галлюцинаций, которые в отличие от слуховых обманов содержат бытовые предметные звуки, голоса, музыкальные звуки и другие имеющие смысл акустические образы. При поражении слухового сияния отмечается ослабление способности воспринимать акустические раздражители противоположным ухом. 41-е поле височной коры организовано по топическому принципу таким образом, что в различных его участках представлены разные по высоте звуки. Очаг поражения, расположенный в 41-м поле одного полушария, не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо, так как слуховая афферентация из-за многочисленных перекрестов слуховых путей поступает одновременно в оба полушария. Однако поражения этого уровня связаны с невозможностью восприятия коротких звуков, что характерно для патологии как левого, так и правого полушария.

Гностические слуховые расстройства появляются в случае поражения 41-го, 42-го и 22-го полей. При обширном поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария больной не способен определять значение различных, в грубых случаях — самых простых бытовых предметных звуков и шумов (скрипа дверей, льющейся воды, шелеста бумаги, мычания коровы). Подобные звуки перестают быть носителями определенного смысла, при том, что слух остается сохранным и возможно различение звуков по высоте, продолжительности и интенсивности. Это явление носит название слуховой агнозии . Обычно встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти — неспособность запомнить несколько акустических комплексов, в том числе ритмических структур. Параллельно страдает и слуховое внимание. При двухсторонних поражениях извилин Гешля (корковой проекции слуховых путей), что бывает относительно редко, возникает расстройство, описываемое как «чистая рече-слуховая агнозия» . Такие больные похожи на глухих или слабослышащих, часто жалуются на снижение слуха или показывают, что не слышат и не понимают речь, но элементарный слух у них остается сохранным. Здесь также ослабляется слуховое внимание до полного отсутствия реакции на речь, однако все, что больные способны разобрать, поддается и воспроизведению — услышанное слово понимается и может быть написано. Знакомый голос воспринимается лучше, чем незнакомый. Возникшая в детстве рече-слуховая агнозия обычно приводит к частичному распаду речи. Специально выделяют такое нарушение неречевого слуха, как амузия — нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или отличать одну мелодию от другой, а также писать и понимать ноты. В случае неузнавания и затруднения идентификации коротких мелодических отрывков, аккордов, либо тонов по высоте принято говорить о сенсорной амузии, а при неспособности спеть или проиграть мелодию на музыкальных инструментах (особенно заболевшими профессиональными музыкантами) — о моторной . Иногда больные с амузией начинают оценивать мелодию как болезненное и неприятное переживание, как раздражитель, который вызывает головную боль. Симптоматика сенсорной амузии проявляется в основном при поражении передне-средних отделов правой височной области, а моторной — задних отделов второй лобной извилины. Аритмия — при височных поражениях с обеих сторон, что косвенно характеризует и расстройства слуховой памяти. Кроме того, симптомом повреждения правой височной области является изменение близких по механизму формирования интонационных компонентов речи — больные не только не различают эмоциональную окраску чужой речи, но и сами теряют модуляционные оттенки, свойственные здоровому человеку, не понимают качественных (вопросительных, утвердительных, восклицательных) характеристик высказывания. Больные могут проговорить, но не могут пропеть фразу и, слыша речь, не способны определить — принадлежит ли она мужчине или женщине. Вторичные отделы левой височной коры у правшей являются основным аппаратом анализа и синтеза речевых звуков, что обеспечивается специальным кодированием звуков с выделением среди них полезных компонентов и абстрагированием от несущественных.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector