0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные причины нарушения

Причины и показатели нарушений в развитии детей

Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);

2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).

К эндогенным причинам относят следующие причины:

1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением :

— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;

— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;

— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;

— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;

— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;

2) различные наследственные заболевания :

— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;

— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;

— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.

Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.

К экзогенным причинам относят следующие причины:

1) в пренатальный период :

— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;

— недостаток питания матери во время беременности;

— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);

2) в натальный период :

3) в постнатальный период :

— различные инфекционные болезни;

— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;

— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).

При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни.

Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:

— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

— физические травмы, ушибы плода;

— психические травмы матери и т.д.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.

Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: побеги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т.д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической работы.

Следует отметить, что именно во время внутриутробного периода организм ребенка чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам. Именно в этот период велик риск появления большинства врожденных дефектов. В процессе родов нервная система ребенка защищена от внешних влияний. Поэтому при незначительных физических дефектах, если таковые были получены в процессе родов, ребенок может развиваться в соответствии с нормой.

Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма, среди них: защитные, ориентировочные, сосательный, хватательный, отталкивания. На первом году жизни у ребенка развиваются сенсорные и моторные функции, вследствие чего развиваются психические процессы. Развитие сенсорики и моторики обеспечивает познание многообразия окружающего мира. Если у ребенка данные рефлексы недоразвиты или вовсе отсутствуют, то это является признаком поражения структур головного или спинного мозга. Когда же они проявляются раньше времени, то это также является аномалией – поражены более высокие структуры головного мозга, которые выполняют функции торможения. Развитие зрительного и слухового анализаторов происходит от 1 до 3 месяцев. Именно зрение в этот период становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослыми.

В последующие месяцы жизни ребенок приобретает навыки свободного передвижения. На втором-третьем году развивается психическая и речевая деятельность, совершенствуются самостоятельное хождение и координация. Этот период является фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, это очень важный и значимый период в жизни ребенка, который оказывает влияние на все последующее его развитие. В возрасте 3 – 5 лет расширяется спектр социальных контактов ребенка: повышается общительность, он легко входит в контакт. Ребенок уже владеет речью и некоторым жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психического или соматического характера.

В возрасте 6-10 лет происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии. К 7-8 годам – интенсивный рост мышц, наращивание мышечной массы. К 10 годам происходит совершенствование нервной системы за счет функционального развития коркового отдела больших полушарий головного мозга. Знание особенностей развития организма ребенка, а также сущности, причин и времени появления отклонений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с нарушениями развития, проводить профилактическую работу по предупреждению аномалий в развитии.

Существуют критерии разграничения понятий «норма» – «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки.

Наиболее подробно выделил критерии нормы – аномалии английский психиатр М. Раттер, в соответствии с которыми необходимо учитывать:

— возрастные особенности и половую принадлежность ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов – это сигнал для беспокойства. Наличие ярких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского – у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомосексуализм;

— длительность сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, это признак аномалии в развитии;

— жизненные обстоятельства. Они могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т.д.;

— непосредственную культурную среду, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.

— степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни;

— тяжесть и частоту симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. К аномалии относят серьезные, часто повторяющиеся расстройства;

— черты, характерные для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития;

— ситуационную специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме – аномалии» в развитии ребенка, нужно учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» – «аномалия» в каждом конкретном случае – это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.

Итак, аномалия – это отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы – установленной меры, средней величины чего-либо и, как было отмечено, при учете целого ряда различных факторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нарушения речи: какие бывают и как распознать

Нарушения речи могут быть врождёнными или приобретаться в процессе жизни. Часто патологии появляются из-за болезней и травм. Это целая группа различных состояний, которых объединяет отсутствие возможности нормально вести разговор.

Речевые патологии способны проявляться в любом возрасте. Но чаще им подвержены дети и пожилые люди. Лечением таких состояний занимается логопед, совместно с неврологом.

Алалия

Это одна из форм фонематического расстройства речи, для которой характерна задержка в формировании умения говорить у ребёнка при сохранном интеллекте и слухе. В некоторых случаях дети молчат, в других произносят звуки, в которых невозможно различить слова. К 9-12 годам у человека с таким диагнозом уровень разговора схож с таковым у трёхлетнего малыша.

Несформированность речи в школьном возрасте ведёт к отсутствию усвоения материала на уроках. Поэтому появляется отставание по интеллектуальному признаку. Диагноз же ставится с 3-х лет, поэтому есть возможность скорректировать состояние до поступления в образовательное учреждение.

Алалия может походить на нарушение развития речи. Её основное отличие в том, что больной ребёнок не начинает говорить ни в 3, ни в 4 года. Поэтому молчащих в 2 года детей стоит показать логопеду для наблюдения и получения советов по самостоятельным занятиям. Терапия длится от 6 месяцев и дольше. Критерием успешной коррекции служит умение полноценно вести беседу соответственно возрасту.

Существует несколько видов алалии:

  • Сенсорная — слух сохранён на обычные звуки, но речь сливается в единый поток, который трудно дифференцировать. Отсутствует понимание обращения и просьб, способность к разговору выражается в лепете или эхолалии. Для диагностики ребёнка просят принести или показать знакомый предмет исключительно словами, без жестов.
  • Моторная — проблемы с артикуляцией, из-за чего речь невнятная, но есть понимание слов. В целях диагностики ребёнка просят высунуть язык, открыть или закрыть рот, улыбнуться, не используя зеркало.
  • Сенсомоторная — сочетает в себе признаки сенсорной и моторной, поэтому считается самой тяжёлой формой недоразвития речи по типу алалии.

Лечение проводится неврологом совместно с логопедом. Важно выявить причину патологии и убрать раздражающие факторы. Занятия должны продолжаться и дома, чтобы терапия была максимально эффективной. Они включают как речевую, так и фонетическую коррекцию.

Афазия

Афазии относят к патологиям, при которых общение нарушено из-за поражения речевых центров. Это нарушение речи характеризуется следующими признаками:

  • трудности с пониманием услышанного текста;
  • проблемы с произношением звуков, слов и построением предложений;
  • нарушение письменной речи из-за неправильного формирования слов.

Последний симптом часто отмечается у детей. Это связано с отсутствием автоматизированного письма. Ребёнок прокручивает в голове нужное слово, где оно уже формируется неправильно. В результате на бумагу оно передаётся уже в искажённой форме.

Отсутствие письма у взрослых пациентов сочетается с поражением правой стороны тела, включая руку. Часто такая картина возникает на фоне инсульта. Но этот навык может сохраняться у левшей. Общению на бумаге может препятствовать и нарушенное восприятие текста — больные не понимают написанного.

Классификацию афазий проводят в соответствии с ведущим признаком, который считается первичным у данного больного. При моторном типе пациенты первично перестают правильно произносить слова и звуки. Они могут быть полностью немы, выдавать искажённые слоги или заменять их по причине артикуляционной слабости и отсутствия координации движений. В речи возникают длительные паузы, во время которых человек пытается найти правильное положение языка и губ, чтобы сформировать нужный звук.

Читать еще:  Компресс на ухо при температуре

При локализации патологии в нижнетеменной зоне коры головного мозга возникает афферентная моторная афазия. В результате пациенты заменяют звуки или путают их порядок в словах. Это связано с нарушенной передачей импульса от нейронов на артикуляционный аппарат.

Эфферентная моторная афазия характеризуется тем, что пациент не может сформировать из звуков серию. При этом отдельно он их произносит без труда. Патологический очаг при этом заболевании находится в премоторной части коры мозга.

При амнестической афазии главным признаком считается забывание отдельных слов. При этом пациент может охарактеризовать предмет и помнит основной признак или функцию. В памяти больных дольше сохраняются хорошо знакомые простые слова, употребление которых происходит ежедневно. Такие люди часто не могут подобрать обобщение для группы предметов и воспринимают метафоры буквально.

Поражение средней височной зоны коры левого полушария головного мозга вызывает акустико-мнестическую афазию. При этом заболевании ухудшается память на только что озвученную речь. Человек не может вспомнить, что ему сказали, но не забывает информацию, полученную ранее.

Динамическая афазия подразумевает нарушение у пациента формирования речи. Больной долго составляет предложения, из-за чего снижается темп разговора. При этом он может нормально произносить звуки и слоги. Такие пациенты не используют в общении сложные предложения и фразы, так как им трудно их построить. Это состояние обусловлено патологией префронтальной части коры левой половины головного мозга, где локализованы нейроны, отвечающие за грамматику.

При семантической афазии пациенты плохо понимают логику составления предложений и изменения слов в соответствии с падежом без контекста. При этом они могут знать значение термина, но не уметь его правильно истолковать из-за особенностей формирования окончания. Такое состояние обусловлено патологией корковой зоны, локализованной на стыке височной, теменной и затылочной области.

Лечение афазии тесно сопряжено с коррекцией неврологических нарушений. После снятия острой симптоматики можно приступать к логопедическим занятиям. Их проводит как специалист, так и родственники больного. Причём второе предпочтительнее из-за психологического комфорта пациента.

Дизартрия

Если у пациента обнаруживается органическая патология головного мозга, вследствие которой нарушается двигательная часть речи, врачи часто говорят о дизартрии. При этом человек способен сформировать мысль, но не может её озвучить. Основным симптомом считается нарушение произношения. Его дополняют проблемы с дыханием, чёткостью речи и артикуляцией.

Характеристика патологии

Заболевание характеризуется обширной симптоматикой. Дизартрические нарушения имеют в себе несколько компонентов:

  • спастичность — гипертонус мышц артикуляционного аппарата (становится причиной мягкого произношения согласных, затрудненного размыкания или смыкания губ, гиперсаливации);
  • дистония — разность тонуса от полного отсутствия в покое до максимального напряжения при попытке заговорить (в результате одни звуки заменяются другими или искажаются);
  • гипотония — низкий тонус мышц органов артикуляции (провоцирует гиперсаливацию, гнусавость).

Если патология возникает в детстве, для неё характерно смешанное поражение: часть мышц находится в напряжении, а другая часть чрезмерно расслаблена. У таких пациентов могут полностью отсутствовать артикуляционные движения или быть незначительно изменены. Со стороны дыхательной системы отмечается малая глубина вдоха и высокая частота в момент разговора. Причина этого − патологическая регуляция процесса со стороны ЦНС (часто сопровождает ДЦП).

Одним из проявлений дизартрии служит изменение голоса. Он становится слабым, может появиться гнусавый, хриплый, гортанный или сдавленный характер звуков.

При этом больному тяжело менять высоту голоса и проявлять интонации. В результате его сложнее понять, а речь становится эмоционально неокрашенной.

Темп речи у пациентов чаще медленный, иногда появляется скандированность, добавляются лишние ударения. Самым тяжёлым отклонением при дизартрии считается невозможность жевать, откусывать куски и затруднение глотания. В некоторых случаях умение есть твёрдую пищу совсем не формируется. Больным трудно скоординировать работу рта и языка. У них возрастает чувствительность глоточного рефлекса.

Дифференцировать дизартрию от других патологий можно по характерным признакам. В их число входит:

  • стойкость патологических проявлений и большие трудности, связанные с их коррекцией;
  • нарушения распространяются и на гласные звуки, которые укорачиваются или становятся похожими один на другой;
  • автоматизация произношения протекает длительно, при преждевременном завершении работы с логопедом вероятны откаты к первоначальному уровню;
  • палатализация — согласные звуки произносятся мягко;
  • шипящие и свистящие произносятся сквозь зубы или через уголки рта;
  • речь заметно ухудшается при больших объёмах произносимых слов;
  • звонкие согласные звуки произносятся глухо;
  • часто возникают гиперкинезы — артикуляция слишком вычурная, движения неритмичны.

В зависимости от проявлений патологии определяют её вид (астеническая, гиперкинетическая или смешанная). Это делает логопед на очном сеансе. Он учитывает не только данные собственного обследования, но и результаты заключения невролога.

Диагностика

Первичный диагноз ставится неврологом. Он направляет пациента на дообследование к логопеду. Его приём включает несколько этапов:

  1. Сбор анамнеза посредством разговора и изучения медицинских справок.
  2. Оценка поведения в спокойной атмосфере и смоделированной ситуации.
  3. Осмотр и контроль руками работы артикуляционной системы (патологическая моторика в сочетании с нарушенным движением, произвольные и непроизвольные действия).
  4. Диагностика голоса и дыхания при помощи компьютерных технологий.
  5. Оценка подвижности шеи, рук и пальцев (мелкая моторика), способность к удержанию позы сидя или стоя.
  6. Определение уровня понимания обращённой речи.
  7. Оценка лексического запаса на соответствие возрасту.
  8. Определение умения произносить отдельные звуки, в слогах или словах.

Для получения наиболее точных данных пациент должен находиться в состоянии покоя. Наличие нервного или физического напряжения может исказить результаты обследования тонуса мускулатуры. Важна также поза больного — она не должна дополнительно сковывать или доставлять дискомфорт.

Логопед оценивает не только речевые навыки, но и эмоциональную зрелость, уровень мышления, тягу к знаниям, сенсорные и когнитивные функции. Важно уточнить развитие пациента и его навыки, которые имелись до появления первых признаков патологии. Особенно интересны этапы развития речи — гуление, крик, лепет и элементарные слова. Затем можно сделать выводы о тяжести состояния и дать примерный прогноз.

В терапии таких пациентов первично устраняются неврологические проявления. Параллельно проводятся занятия с логопедом по восстановлению или развитию речи. Успешность коррекции зависит не только от качества лечения, но и от тяжести заболевания.

Патологии темпа речи

В норме человек говорит в темпе 9-14 звуков за секунду. Но при некоторых состояниях это количество возрастает или уменьшается. Это может привести к ошибкам в словах или потере ясности речи.

К патологиям темпа относят тахилалию. При этом изменяется не только скорость речи, но и её качество. Пациенты запинаются, теряют нить разговора, повторяют слова или убирают из них некоторые звуки. Симптомы чаще появляются и усиливаются в стрессовых ситуациях, тогда как в спокойной обстановке общение может быть нормальным.

Коррекцию поведения начинают с точки зрения неврологии. Пациентов учат медленнее двигаться, правильно координировать работу органов артикуляции и конечностей, отрабатывают ритмичность разговора. Причины такого состояния связывают с наследственным влиянием и патологией центрального механизма речи. В некоторых случаях тахилалию связывают с нарушением в экстрапирамидной системе.

Эта патология выражается не только в устной речи. Из-за ускоренной генерации фраз нарушается их написание. В результате возникают замены букв или перестановка слов в предложении.

В противовес этой патологии существует брадилалия. При этом страдает не только темп речи, но и изменяется оттенок голоса, пропадают интонации. Она часто сопровождается замедлением движений, слабостью и вялостью. Патология может появляться на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), онкологических патологий, травм черепа и осложнений менингоэнцефалита.

В некоторых случаях брадилалия может считаться нормой. Она характерна для спокойных и флегматичных людей, а также жителей некоторых стран. Иногда состояние сопровождается гнусавостью, а голос звучит монотонно.

При этом нарушается не только темп речи. Происходит снижение скорости письма и реакции на раздражители. Движения таких больных плавные и неторопливые, а внимание переключается с трудом.

Самое распространённое нарушение в логопедии — заикание. Этим понятием обозначают патологию ритма, при которой возникают судороги мышц артикуляционного аппарата. В результате образуются запинки или повторения слогов. Существует несколько признаков такого состояния:

  • остановки в словах или внутри фразы;
  • повтор слогов в начале разговора;
  • добавление лишних гласных звуков перед некоторыми словами;
  • трудности с началом разговора.

При возникновении отклонения от нормы по одному из пунктов, стоит посетить логопеда. Он подскажет комплекс упражнений и мероприятий по профилактике дальнейшего прогрессирования заболевания. Чаще всего патология обнаруживается в дошкольном возрасте, особое внимание стоит уделить детям с признаками заикания.

Профилактика

Для успешного предотвращения прогрессирования состояния существует несколько правил поведения с пациентами. При обнаружении логоневроза стоит:

  • оградить больного от стрессов и травм;
  • следить за собственной речью — сделать её плавной, чёткой и понятной;
  • создать благоприятную атмосферу дома;
  • ограничить общение с людьми со схожими проблемами, чтобы не допустить копирования;
  • убрать из обихода всё пугающее: фильмы, сказки и персонажей с отрицательным посылом и страшным внешним видом;
  • сократить количество новой информации до необходимого минимума;
  • отказаться от занятий, несоответствующих возрасту пациента;
  • прекратить физическое и моральное давление на больного, если таковое имеется.

Эти меры профилактики помогут быстрее справиться с патологией и вернуть пациента к нормальной жизни. Если занятия с логопедом доставляют дискомфорт, их можно заменить на упражнения в домашних условиях. Психологическое спокойствие — главное условия выздоровления при заикании.

Осознанная речь помогает людям находиться в обществе и взаимодействовать друг с другом. При её нарушении больные испытывают некоторые неудобства, из-за чего могут чувствовать себя некомфортно. Важно начать лечение сразу после обнаружения первых симптомов и постановки диагноза. В этом случае коррекция принесёт наиболее успешные результаты.

Виды нарушений вкусовых ощущений, их причины и последствия

Различают следующие виды патологии вкусовых ощущений: снижение (gipogeusia от греч. geusis — вкус) и отсутствие (ageusia) вкусового ощущения, повышение (gipergeusia) и извращение (parageusia) вкусовой чувствительности. Нарушение вкусовых ощущений может быть тотальным, касающимся всех видов чувствительности, и парциальным, когда нарушаются только некоторые из них.

Ниже указаны причины снижения вкусовой чувствительности вплоть до ее полного отсутствия.

  • 1. Слущивания эпителия слизистой и атрофии сосочков языка, что может наблюдаться при инфекционном, аллергическом воспалении языка, особенно хроническом, его лучевом, термическом повреждении, авитаминозах А и В, железо дефицитной, В12-дефицит- ной анемиях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
  • 2. Затруднения доступа вкусовых веществ к вкусовым луковицам при выраженной обложенности языка вследствие патологии желудочно-кишечного тракта или лейкоплакии языка — появления пятен, состоящих из утолщенного и ороговевшего эпителия.
  • 3. Нарушения растворимости и доступа вкусовых веществ к рецепторам при гипосиалии.
  • 4. Изменения рецепторного аппарата под влиянием химических факторов, некоторых фармакологических препаратов. Так, у курильщиков наблюдается снижение вкусовых ощущений, особенно к сладкому и соленому. При раке желудка описано снижение вкусовой чувствительности к горькому и сладкому. У больных с хроническим алкоголизмом, сахарным диабетом отмечается тотальное снижение вкусовой чувствительности.
  • 5. Нарушения иннервации и проведения импульсов от вкусовых рецепторов к соответствующему анализатору, наблюдающиеся при невритах тройничного, лицевого нервов, поражении языкоглоточного нерва, барабанной струны. Повреждение барабанной струны, тройничного и лицевого нервов ведет к одностороннему нарушению вкуса на передних 2 /з языка. При поражении языкоглоточного нерва нарушается восприятие вкусовых ощущений на задней трети языка.
  • 6. Поражения центральной нервной системы (нейросифилис, опухоли мозга, некоторые формы шизофрении).
Читать еще:  Почему чешутся уши у человека причины и лечение

Кроме того, ощущение вкуса значительно снижается в пожилом возрасте, при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, депрессивном состоянии) могут полностью отсутствовать вкусовые ощущения. Съемные протезы на первых порах также могут временно снижать ощущения вкуса.

Гипергевзия — повышение вкусовой чувствительности наблюдается при глоссальгиях, десквамативных глосситах. Некоторые фармакологические препараты изменяют порог вкусовой чувствительности.

Парагевзия — ошибочное восприятие реального вкусового раздражителя, ощущение необычного, несвойственного данной пище вкуса. Парагевзия наблюдается при некоторых психических заболеваниях, поражениях коры головного мозга или проводящих путей вкусовой чувствительности. Следует различать ложную парагевзию, когда вкусовая чувствительность не меняется, а появляется ощущение постороннего вкуса, не связанного с приемом пищи. Так, может появляться постоянное ощущение горечи при заболеваниях желчно- выводящих путей, гастритах. У больных с протезами зубов из разнородных металлов или из однородного металла, но поставленных в разные сроки, может появляться ощущение кислого, что является одним из проявлений гальванизма.

Поскольку качество и интенсивность вкусовых ощущений в значительной мере влияют на секрецию слюны, желудочного сока, при расстройствах вкуса (дисгевзиях) имеется резкое снижение отделения этих пищеварительных соков, а следовательно, и усвоения пищи. Кроме того, при дисгевзиях у больных нарушается аппетит, процесс приема пищи не доставляет удовольствия.

Заключительным этапом ротового пищеварения является акт глотания. В среднем человек совершает глотательные усилия 600 раз в сутки. Акт глотания можно разделить на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную. Во время ротовой, произвольной фазы, происходит проталкивание пищевого комка до корня языка. Проталкивание пищевого комка производится в основном языком с небольшим участием мышц нижнего отдела глотки. Глоточная, непроизвольная фаза, представляет собой сложный координированный процесс, во время которого происходят закрытие носоглотки, смещение и закрытие гортани для предупреждения аспирации, открытие верхнего пищеводного сфинктера, стимуляция сокращения глотки и прохождения пищевого комка в открытый пищевод. Третья фаза глотания, также непроизвольная, состоит из продвижения пищи по пищеводу и перехода ее в желудок.

Основные причины нарушения глотания

Нарушение акта глотания — дисфагия (от греч. dys — расстройство, phagein — поедать) может быть результатом расстройства функции глотки и пищевода, в связи с чем различают дисфагию на уровне глотки и пищеводную дисфагию. Причиной нарушения ротовой, начальной фазы глотания, представляющей интерес для стоматологов, могут быть сильные боли в полости рта, парезы и параличи жевательных мышц, заболевания центральной нервной системы. Поскольку нервные структуры, ответственные за иннервацию глоточной части прохождения пищевого комка, находятся в стволе мозга, наиболее тяжелые расстройства глотания наблюдаются при кровоизлияниях в эту область мозга.

Следующей причиной дисфагии могут быть дистрофии мышц языка и глотки. Слабость мышц языка и глотки может быть следствием полиомиелита, амиотрофического латерального склероза, болезни Паркинсона. Нарушения мышц языка и глотки могут также наблюдаться при миастении gravis. При столбняке, бешенстве, некоторых формах истерии может наблюдаться спазм глотательной мускулатуры. Акт глотания нарушается при приобретенных и врожденных дефектах твердого и мягкого нёба, а также при поражениях дужек мягкого нёба и миндалин во время ангины, при абсцессах.

Стойкое нарушение глотания крайне затрудняет прием пищи, ведет к голоданию и истощению организма.

Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах России

Важнейший показатель работы

В 2007 г. в Московском государственном университете путей сообщения состоялась седьмая научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов». На ней отмечалось, что в хозяйстве пути и сооружений отказы технических средств стали причиной более половины всех сходов и столкновений поездов, за еще одну треть подобных нарушений ответственность лежит на вагонном хозяйстве. В 75 % отказы техники происходят из-за «человеческого фактора». При этом 90 % отказов технических средств и опасных ошибок персонала обусловлено низкой технологической дисциплиной и недостаточным уровнем знаний. Лишь 4 % сходов поездов случилось вследствие дефектов колесных пар вагонов.

В быстро меняющихся рыночных условиях железным дорогам работать приходится труднее. В настоящее время крупными собственниками подвижного состава, имеющими более 1000 вагонов каждый, являются 59 компаний, 76 компаний владеют от 500 до 1000 вагонами, 307 — от 100 до 500, более 2 тысяч — по несколько десятков. Уже работают более 100 частных локомотивов. В 2004-2008 гг. было создано 29 дочерних обществ компании и количество их растет с каждым днем.

Такое разделение железнодорожного транспорта неизбежно приводит к формированию внутри него новых стыков взаимодействия и, как следствие, к появлению дополнительных факторов риска возникновения нарушений безопасности движения. Все это требует дальнейшего совершенствования подходов к организации работы как в ОАО «РЖД», так и в других организациях — участниках перевозочного процесса.

Основные причины нарушений безопасности движения поездов

Вопрос расследования причин нарушения условий безопасности движения, без сомнения, относится к числу наиважнейших. Ведь основная задача — определить объективно, почему произошло происшествие, выявить факторы, способствовавшие этому. А в дальнейшем — разработать мероприятия, которые поставят надежный заслон таким случаям. И здесь научное обеспечение играет первостепенную роль.

В рамках действующей системы обеспечения безопасности движения, а также с учетом накопленного опыта предыдущих лет ОАО «РЖД» и железные дороги постоянно проводят целенаправленную работу по предупреждению аварийных происшествий.

Этот комплекс мер предусматривает всемерное повышение требовательности к работникам на всех уровнях управления за выполнением обязанностей в сфере безопасности, а также строгий отбор кадров, их обучение, укрепление дисциплины, повышение уровня контроля. Ставится также задача внедрения современных и эффективных технических средств в соответствии с Программой повышения безопасности движения, а также обновления подвижного состава и инфраструктуры, совершенствования технологии их ремонта и обслуживания.

Результаты анализа обстоятельств нарушений безопасности движения позволяют определить основные причины их возникновения. К ним относятся:

— несоблюдение регламента технологических процессов;

— недостаточный профессиональный уровень непосредственных участников перевозочного процесса;

— высокая сменяемость руководителей структурных подразделений, отделений и хозяйств железных дорог;

— несоответствие уровня технического обучения, подготовки и повышения квалификации в условиях реформирования железнодорожного транспорта;

— низкий уровень системных требований к разработке, производству испытанию приборов и в целом к системам, обеспечивающим безопасность движения поездов

Основными причинами нарушений безопасности движения по локомотивному хозяйству являются низкая трудовая дисциплина и недостаточный профессиональный уровень локомотивных бригад, приводящие к проездам запрещающих сигналов, предельных столбиков, несоблюдение режимов вождения поездов, правил поездной и маневровой работы и др.

Как свидетельствуют многолетние статистические данные, более 30 % крушений поездов в локомотивном хозяйстве происходило вследствие позднего включения тормозов, около 14 % — вследствие сна локомотивных бригад, по 5 % — из-за превышения скорости движения поезда перед запрещающим показанием светофора и из-за отключения исправных устройств безопасности. В 9 % крушений по локомотивному хозяйству проявилась категорически недопустимая причина для всех работников железнодорожного транспорта — нетрезвое состояние локомотивных бригад.

Из зафиксированных за десятилетний период 219 проездов светофоров с запрещающим сигналами произошло вследствие отключения машинистом исправно действующих устройств безопасности — 6 %, отсутствия на локомотивах (кроме АЛСН) устройств безопасности — 13,2 %, нахождения бригад в сонном состоянии — 4 %, невыполнения регламента переговоров и наблюдения за сигналами — 32,8 %, несогласованных действий бригады с дежурными по станции (ДСП) и составителями поездов — 14 %, неудовлетворительного знания технико-распорядительного акта (ТРА) станций — 5,5 %, бесконтрольного со стороны машиниста управления поездом его помощником — 4,5 %, позднего применения тормозов и, как следствие, превышения скоростей движения перед запрещающим сигналом — 9 %.

Наиболее неблагополучными по обеспечению безопасности движения в прошедших годах в локомотивных хозяйствах были Дальневосточная, Юго-Восточная, Северная, Горьковская, Октябрьская, Забайкальская, Южно-Уральская, Восточно-Сибирская, Свердловская, Московская железные дороги.

По вагонному хозяйству нарушения безопасности движения определяются техническими неисправностями вагонов и их оборудования, приводящими к изломам шеек осей колесных пар, падению деталей вагонов на путь, а также несоблюдением норм содержания вагонов, прежде всего их ходовых частей

Следствием последнего является эксплуатация вагонов, имеющих сверхдопустимый прокат колес и подрез гребней, ослабление или сдвиг колеса на оси, наличие ползунов на колесах, трещин в узлах и деталях и др. Перечисленное, в свою очередь, является следствием низкого качества осмотров и ремонтов вагонов, т. е. опять же проявлением человеческого фактора, недостаточных ответственности и профессионализма.

Наиболее неблагоприятными железными дорогами были:

-по отцепке вагонов от грузовых поездов в пути следования из-за неисправностей роликовых букс — Свердловская, Октябрьская, Красноярская, Горьковская, Юго-Восточная, Северо-Кавказская;

-по отрыву автосцепок — Горьковская, Октябрьская, Забайкальская, Западно-Сибирская, Северная, Юго-Восточная, Приволжская, Свердловская, Южно-Уральская, Дальневосточная;

— по саморасцепу автосцепок — Западно-Сибирская, Свердловская, Горьковская, Октябрьская Московская, Приволжская, Северная, Юго-Восточная;

-по некачественному ремонту вагонов — Октябрьская, Московская, Северная, Юго-Восточная, Свердловская, Западно-Сибирская и Южно-Уральская железные дороги.

В хозяйстве пути и сооружений нарушения безопасности движения происходят главным образом из-за некачественного текущего содержания пути, являющегося, в частности, следствием недостаточного профессионального уровня и технологической дисциплины, нечеткого планирования путевых работ и нередко — низкого качества их выполнения.

В свою очередь, перечисленные причины являются следствием таких неисправностей, накапливающихся в пути во времени от воздействий поездов и природных факторов, как ослабление промежуточных скреплений, наличие расположенных подряд трех и более негодных деревянных шпал, превышение допустимых значений вертикального и бокового износа рельсов, изломы рельсов, отказы рельсовых цепей, наличие просадок пути, выплесков балласта, пучин, неисправностей стрелочных переводов и др. Имеют место случаи производства путевых работ без ограждения места сигналами, что является грубейшим нарушением требований Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ (ЦП 485).

В свою очередь, в нарушении правильных показаний светофоров явно проявились случаи отказов в работе электрических рельсовых цепей из-за неисправности изолирующих стыков — 5774 и отсутствия рельсовых соединителей — 5799.

Допущенное увеличение случаев производства путевых работ без их ограждения сигналами остановки явилось результатом ослабления внимания со стороны руководителей дистанций пути к контролю за проведением технической учебы среднего командного звена и инструктажа дорожных мастеров по правилам ограждения, а также за назначением сигналистов.

Основными причинами изломов рельсов (в среднем 182 случая в год) явились дефекты рельсов следующих кодов в соответствии с их классификацией по НТД/ЦП-1-2-2002:

-по коду 69 (дефекты подошвы вследствие коррозии) — 42 %;

-по кодам 26, 56, 66 (дефекты сварных стыков) — 16 %;

-по коду 21 (поперечные трещины в головке рельса) — 10 %;

-по коду 53,1 (трещины в шейке от болтовых отверстий) — 5,5 %;

-по коду 65 (трещины и выколы подошвы рельсов из-за ударов и других механических повреждений) — 5,5 %.

Следует отметить, что из общего количества изломов рельсов 17,5 % могли быть выявлены используемыми средствами дефектоскопии, но были пропущены (не зафиксированы) по вине операторов-дефектоскопистов («человеческий фактор»).

В целом из общего количества дефектных рельсов до 90 % составляют рельсы с дефектами 1-й, 2-й и 4-й групп. При этом средний выход рельсов в дефектные по 1-й группе составляет 30 шт. на 100 км пути, по 2-й группе — 14 шт. на 100 км пути и по 4-й — 16 шт. на 100 км пути.

Анализ состояния участков пути, имевших неудовлетворительную оценку, показывает, что наибольшее число неисправностей на них возникает после пропуска тоннажа 200-400 млн. т. брутто или на малодеятельных участках звеньевого пути, прослуживших 12-13 лет после капитального ремонта, когда в наибольшей мере проявляются дефектность деревянных шпал (срок их службы 15-16 лет) и загрязненность балластного слоя, приводящая к потере дренирующих свойств и к снижению несущей способности.

Читать еще:  Перфорация дна верхнечелюстной пазухи

С целью повышения технического уровня и улучшения фактического состояния пути, а соответственно и безопасности движения поездов Департамент пути и сооружений ОАО «РЖД», службы пути железных дорог осуществляют целенаправленную работу:

— по совершенствованию средств и комплексной системы диагностики пути;

-внедрению в постоянно увеличивающихся объемах бесстыкового пути с длинными рельсовыми плетями (длиной с блок-участок и перегон) и стрелочных переводов на железобетонном подрельсовом основании;

— внедрению высокопрочных металлокомпозитных изолирующих стыков, пружинных безболтовых промежуточных скреплений;

— усилению пути на искусственных сооружениях и подходах к ним;

-внедрению высокомашинизированных технологий и новых форм организации ремонтных и планово-предупредительных работ, обеспечивающих их необходимое качество в соответствии с требованиями безопасности движения поездов;

-совместную работу с ГИБДД, Всероссийским обществом автомобилистов (BOA) и местными исполнительными органами власти по снижению аварийности на железнодорожных переездах.

Нарушение психического развития

Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Симптомы и причины нарушений психического развития

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.

При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.

К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.

Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Типы нарушений психического развития

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Профилактика нарушений психического развития

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.

Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.

Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.

Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.

У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.

Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Видео с YouTube по теме статьи:

Виды нарушений вкусовых ощущений, их причины и последствия

Различают следующие виды патологии вкусовых ощущений: снижение (gipogeusia от греч. geusis — вкус) и отсутствие (ageusia) вкусового ощущения, повышение (gipergeusia) и извращение (parageusia) вкусовой чувствительности. Нарушение вкусовых ощущений может быть тотальным, касающимся всех видов чувствительности, и парциальным, когда нарушаются только некоторые из них.

Ниже указаны причины снижения вкусовой чувствительности вплоть до ее полного отсутствия.

  • 1. Слущивания эпителия слизистой и атрофии сосочков языка, что может наблюдаться при инфекционном, аллергическом воспалении языка, особенно хроническом, его лучевом, термическом повреждении, авитаминозах А и В, железо дефицитной, В12-дефицит- ной анемиях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
  • 2. Затруднения доступа вкусовых веществ к вкусовым луковицам при выраженной обложенности языка вследствие патологии желудочно-кишечного тракта или лейкоплакии языка — появления пятен, состоящих из утолщенного и ороговевшего эпителия.
  • 3. Нарушения растворимости и доступа вкусовых веществ к рецепторам при гипосиалии.
  • 4. Изменения рецепторного аппарата под влиянием химических факторов, некоторых фармакологических препаратов. Так, у курильщиков наблюдается снижение вкусовых ощущений, особенно к сладкому и соленому. При раке желудка описано снижение вкусовой чувствительности к горькому и сладкому. У больных с хроническим алкоголизмом, сахарным диабетом отмечается тотальное снижение вкусовой чувствительности.
  • 5. Нарушения иннервации и проведения импульсов от вкусовых рецепторов к соответствующему анализатору, наблюдающиеся при невритах тройничного, лицевого нервов, поражении языкоглоточного нерва, барабанной струны. Повреждение барабанной струны, тройничного и лицевого нервов ведет к одностороннему нарушению вкуса на передних 2 /з языка. При поражении языкоглоточного нерва нарушается восприятие вкусовых ощущений на задней трети языка.
  • 6. Поражения центральной нервной системы (нейросифилис, опухоли мозга, некоторые формы шизофрении).

Кроме того, ощущение вкуса значительно снижается в пожилом возрасте, при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, депрессивном состоянии) могут полностью отсутствовать вкусовые ощущения. Съемные протезы на первых порах также могут временно снижать ощущения вкуса.

Гипергевзия — повышение вкусовой чувствительности наблюдается при глоссальгиях, десквамативных глосситах. Некоторые фармакологические препараты изменяют порог вкусовой чувствительности.

Парагевзия — ошибочное восприятие реального вкусового раздражителя, ощущение необычного, несвойственного данной пище вкуса. Парагевзия наблюдается при некоторых психических заболеваниях, поражениях коры головного мозга или проводящих путей вкусовой чувствительности. Следует различать ложную парагевзию, когда вкусовая чувствительность не меняется, а появляется ощущение постороннего вкуса, не связанного с приемом пищи. Так, может появляться постоянное ощущение горечи при заболеваниях желчно- выводящих путей, гастритах. У больных с протезами зубов из разнородных металлов или из однородного металла, но поставленных в разные сроки, может появляться ощущение кислого, что является одним из проявлений гальванизма.

Поскольку качество и интенсивность вкусовых ощущений в значительной мере влияют на секрецию слюны, желудочного сока, при расстройствах вкуса (дисгевзиях) имеется резкое снижение отделения этих пищеварительных соков, а следовательно, и усвоения пищи. Кроме того, при дисгевзиях у больных нарушается аппетит, процесс приема пищи не доставляет удовольствия.

Заключительным этапом ротового пищеварения является акт глотания. В среднем человек совершает глотательные усилия 600 раз в сутки. Акт глотания можно разделить на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную. Во время ротовой, произвольной фазы, происходит проталкивание пищевого комка до корня языка. Проталкивание пищевого комка производится в основном языком с небольшим участием мышц нижнего отдела глотки. Глоточная, непроизвольная фаза, представляет собой сложный координированный процесс, во время которого происходят закрытие носоглотки, смещение и закрытие гортани для предупреждения аспирации, открытие верхнего пищеводного сфинктера, стимуляция сокращения глотки и прохождения пищевого комка в открытый пищевод. Третья фаза глотания, также непроизвольная, состоит из продвижения пищи по пищеводу и перехода ее в желудок.

Основные причины нарушения глотания

Нарушение акта глотания — дисфагия (от греч. dys — расстройство, phagein — поедать) может быть результатом расстройства функции глотки и пищевода, в связи с чем различают дисфагию на уровне глотки и пищеводную дисфагию. Причиной нарушения ротовой, начальной фазы глотания, представляющей интерес для стоматологов, могут быть сильные боли в полости рта, парезы и параличи жевательных мышц, заболевания центральной нервной системы. Поскольку нервные структуры, ответственные за иннервацию глоточной части прохождения пищевого комка, находятся в стволе мозга, наиболее тяжелые расстройства глотания наблюдаются при кровоизлияниях в эту область мозга.

Следующей причиной дисфагии могут быть дистрофии мышц языка и глотки. Слабость мышц языка и глотки может быть следствием полиомиелита, амиотрофического латерального склероза, болезни Паркинсона. Нарушения мышц языка и глотки могут также наблюдаться при миастении gravis. При столбняке, бешенстве, некоторых формах истерии может наблюдаться спазм глотательной мускулатуры. Акт глотания нарушается при приобретенных и врожденных дефектах твердого и мягкого нёба, а также при поражениях дужек мягкого нёба и миндалин во время ангины, при абсцессах.

Стойкое нарушение глотания крайне затрудняет прием пищи, ведет к голоданию и истощению организма.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector